|
Алла Иванилова Столичные жители смогут платить за проезд в общественном транспорте в буквальном смысле своим лицом. Для этого разработали проект Face Pay, который на днях протестировали
Как работает новая система? В салонах автобусов устанавливают специальную камеру, которая распознает лица (фотография высвечивается у водителя на специальном мониторе). Как только она “узнает” человека, система снимает деньги с его банковской карты, и после этого пассажиру выдается билет. Вся эта процедура занимает не более 10 секунд. Разработчики заверяют, что система распознает лица с точностью до 95 процентов. Если же распознавание будет ниже 80 процентов, то человека еще раз попросят посмотреть в камеру. Такой способ оплаты удобен, если при себе нет телефона, транспортной или банковской карты. Но, чтобы воспользоваться этим “чудом техники”, необходимо через созданную бот-программу Face Pay в Telegram зарегистрировать свой ИИН, сделать селфи, добавить транспортную карту, “привязать” ее и таким образом попасть в систему, предварительно дав разрешение на использование личных данных. Как заверяют разработчики проекта, все личные данные надежно защищены, и эту систему они предлагают рассматривать не как способ слежения за гражданами, а как удобный сервис и обеспечение безопасности. В систему вводят функцию пересадки на другой автобус, то есть в течение часа не будет списываться оплата. Планируют также наладить сотрудничество с полицией, и тогда оборудование Face Pay сможет передавать фото разыскиваемых преступников в правоохранительные органы, что облегчит их поимку. Для этого создадут “черный список”. К примеру, если в салон автобуса зашел уже известный карманник, то система его “вычислит”, и водитель сообщит в департамент полиции.
Систему начали тестировать уже на этой неделе. Пока оплачивать за проезд с помощью биометрического распознавания лиц можно будет на двух автобусах: на одном - по маршруту №10 и на другом - по маршруту №5 (5а). В следующем году планируют, что этот способ оплаты за проезд используют во всех автобусах города. Технологии - это, конечно, важно, но главный прорыв в сфере общественного транспорта - организационный. Еще каких-нибудь пять-десять лет назад в системе общественного транспорта творился настоящий хаос. Частные автопарки, старые автобусы и маршрутки, “шумахеры-водители” и хамоватые кондукторы. Ожидание автобуса на остановке и сама поездка - это был настоящий квест. По сравнению с тем, что наблюдается сейчас - это небо и земля. Если раньше почти весь сектор был в частных руках, то теперь стали открывать муниципальные автопарки. Внедрили электронную оплату за проезд, появились специальные выделенные полосы busline, камеры в салонах, возможность отслеживать движение автобуса с телефона, закупают новые современные автобусы, повышается квалификация водителей. В общем, проводимые реформы в этой сфере пошли на пользу. Ведь цель чиновников - пересадить на общественный транспорт как можно больше казахстанцев, чтобы разгрузить дороги и устранить заторы. В столице с 21 июля 2018 года ввели дифференцированный тариф на проезд в общественном транспорте. При безналичной оплате посредством транспортной карты стоимость проезда осталась прежней - 90 тенге, при оплате наличными тариф увеличился в два раза и составил 180 тенге. Новая система оплаты за проезд заставила многих астанчан приобрести транспортные карты. По данным чиновников, электронными картами сегодня пользуются 98 процентов горожан. Спустя больше года после нововведений власти констатируют, что доходы перевозчиков выросли примерно на 40 процентов: рост в течение года составил 5 миллиардов тенге. “Раньше эти деньги оседали в карманах водителей и кондукторов. То есть зарплата им, в общем, была не нужна. Конечно, мы столкнулись с противодействием, когда вводили электронную систему оплаты. Однако налоговые отчисления автопарков после этого выросли и в первом полугодии 2019 года составили 1,2 миллиарда тенге против 860 миллионов тенге за тот же период 2018 года”, - констатировал председатель правления ТОО “Астана LRT” Бекмырза Игенбердинов. Но выросла и статья расходов автопарков - настолько, что стала перекрывать доходы. В первую очередь, за счет увеличения штата и заработной платы. Все перевозчики перевели своих водителей в штат и начали выплачивать повышенную заработную плату - сегодня она составляет от 200 до 400 тысяч тенге. Стали закупать запчасти, приводить подвижной состав в порядок. Как жалуются в “Астана LRT”, автопарки недополучают по льготным перевозкам 2,5-3 миллиарда тенге в год, а на бесплатных пересадках (в день их число доходит до 100 тысяч) - еще до четырех миллиардов тенге в год. С учетом удорожания топлива и запчастей перевозчики нуждаются в субсидировании в размере 15,7 миллиарда тенге ежегодно. Транспортники просят заложить эту сумму в трехлетний бюджет города, таким образом, это составит 47 миллиардов тенге. “Разница между доходами и расходами должна покрываться за счет бюджета. Если же бюджет не готов к такому - тогда надо говорить о повышении тарифов на проезд как о втором варианте”, - заявил глава “Астана LRT”. Правда, успокоил, что “запасной” вариант, если и реализуют, то не ранее 2020 года. Пока все надежды на городской бюджет. Не надо быть экономистом, чтобы понимать - сфера пассажирских перевозок не может быть убыточной. И хотя перевозчики заявляют об убытках, но за последние годы их оборот вырос почти в несколько раз. Введение электронной системы билетирования осветило теневую часть рынка пассажирских перевозок, что хорошо сказалось на собираемости налогов, но это же повысило расходы перевозчиков на те же налоги и саму систему. В крупных городах общественным транспортом ежедневно пользуется больше половины населения. Перевозчики привыкли жить и надеяться на государственные дотации. Не будь их, им бы пришлось самостоятельно изыскивать средства, выстраивать бизнес. Поэтому, возможно, дело не в нехватке финансов, а в плохом управлении, отсутствии экономии и “рационализаторских решений”.
Нур-Султан |