|
Алла Иванилова Недавно в своем депутатском запросе на имя премьер-министра страны сенатор Талгат Мусабаев затронул весьма актуальную тему - подготовку пилотов для гражданской авиации. Известный казахстанский летчик-космонавт констатирует ее низкий уровень и для устранения проблемы предлагает любопытный юридический маневр
Сегодня обучение и первоначальную летную подготовку пилотов для гражданской авиации осуществляет АО “Академия Гражданской авиации”, пакет акций которого принадлежит государству. Финансирование производят по государственному заказу, то есть на бюджетные средства, а также небольшим количеством частных заказчиков. После ряда авиапроисшествий, произошедших в Казахстане, провели анализ системы обучения в стенах вуза, который выявил наличие серьезных недостатков, угрожающих безопасности полетов и авиационной безопасности, а также коррупционные риски. В своем депутатском запросе сенатор Талгат Мусабаев приводит данные, что из всех привлекаемых вузом средств не более 10 процентов расходуют на академическое образование, а оставшиеся предназначаются для финансирования первоначальной летной подготовки (летной практики) на реальных учебно-тренировочных воздушных судах под руководством пилотов-инструкторов. Владельцами и эксплуатантами почти всех указанных воздушных судов являются небольшие частные учебно-тренировочные центры, имеющие необходимые сертификаты на выполнение авиационных работ, с которыми заключают соответствующие договора. Таким образом, высшее учебное заведение первоначальную летную подготовку пилотам-курсантам не дает, а лишь распределяет их (по 5-20 человек) по частным учебно-тренировочным центрам. При этом каких-либо открытых конкурсов или тендеров, как правило, не проводят.
“Частники” вынуждены экономить на всем, и в первую очередь на мерах по обеспечению безопасности полетов. “Например, при выполнении полетов используют дешевый автомобильный бензин вместо сертифицированного авиационного топлива, не получают сведения о метеорологической обстановке в районе полетов, техническое обслуживание воздушных судов проводят с привлечением самих же пилотов-курсантов, не производят необходимое страхование ответственности эксплуатанта, привлекают неопытных пилотов-инструкторов, полеты выполняют на сверхлегких воздушных судах массой не более 500-700 килограммов, а не на самолетах массой более 1200 килограммов (как того требуют документы ИКАО), используют аэродромы, непригодные для учебно-тренировочных полетов. Все это является угрозами и рисками, снижающими уровень безопасности полетов в Республике Казахстан, и в результате получаем аварии и катастрофы”, - отмечает Талгат Мусабаев. В качестве аргументов он приводит расследование авиакатастрофы, произошедшей в августе 2017 года в Алматинской области. Выявили игнорирование пилотом-инструктором и эксплуатантом требований о своевременном и полном получении метеорологической информации в районе полетов, за которую нужно платить определенную стоимость в РГП “Казаэронавигация”. Погода в тот день была нелетная, но, несмотря на это, вылет состоялся и в итоге плачевно закончился - погибли пилот-инструктор и 20-летний курсант. Помимо этого, констатировал депутат, выявили и другие нарушения, такие как использование горного аэродрома для учебных полетов, отсутствие нормативно-правового обеспечения учебных полетов, фальсификация сведений по подготовке пилотов-инструкторов. При этом семья погибшего пилота-курсанта получила страховку в размере всего 500 тысяч тенге. Другой пример - авария, которая произошла в июле 2017 года в Туркестанской области, и ее вызвала недисциплинированность пилота-курсанта, выполнявшего полет на низких высотах и с огибанием рельефа местности. В итоге - самолет разбит, благо сам курсант остался жив. В апреле этого года произошла авиакатастрофа с учебным самолетом в Карагандинской области, в которой погибли курсант и пилот-инструктор. “Расследование еще продолжается, но тот факт, что у курсанта налет на этом самолете был больше, чем у пилота-инструктора, является следствием низкого уровня в обеспечении безопасности полетов”, - подчеркнул Мусабаев и высказал мнение, что эти случаи “указывают на наличие серьезных проблем в обучении и первичной подготовке пилотов для нужд гражданской авиации страны”. Академию Гражданской авиации не раз обвиняли в некачественной или вообще фиктивной подготовке пилотов и других авиационных специалистов гражданской авиации. Также установили, что будущим пилотам и инженерам в стенах вуза разрешают проходить дистанционное обучение. “Несмотря на все эти безобразия, Академия гражданской авиации запрашивает дополнительно 76 миллиардов бюджетных тенге якобы для повышения уровня подготовки авиационных специалистов”, - негодует сенатор и предлагает универсальное решение. В частности, обучение и подготовку студентов-пилотов для нужд отрасли гражданской авиации передать в Военный институт Сил воздушной обороны Вооруженных сил Республики Казахстан имени Т. Бегельдинова. Этот вуз является правопреемником знаменитого Актюбинского высшего летного училища гражданской авиации, которое готовило пилотов для отрасли гражданской авиации всего Советского Союза и стран Варшавского договора и имеет отличную репутацию, серьезную авиационно-техническую базу, опытный инструкторский состав, учебные аэродромы и самое главное - серьезные учебные воздушные суда Як-18Т, отвечающие требованиям ИКАО по массе (более 1200 килограммов). Никаких дополнительных бюджетных затрат для этого не потребуется, считает Мусабаев, поскольку все будет покрыто финансовыми средствами, выделяемыми АО “Академия гражданской авиации” для обучения и первоначальной летной подготовки пилотов. Не потребуется и больших изменений в нормативно-правовую базу, так как на военную и гражданскую авиацию распространяются одни и те же законы физики. В случае выполнения этого сценария, по мнению сенатора, Казахстан и общество получат только выгоды: минимизируются коррупционные риски, улучшится летная подготовка, страхование ответственности в случае гибели или получения увечий курсантами при выполнении полетов будут производить на государственном уровне и в полном объеме, как того требует законодательство. Также будущие пилоты будут обучаться и проживать на казарменном положении с соответствующим объектовым режимом и распорядком, что дисциплинирует и весьма полезно для дальнейшей трудовой деятельности в отрасли. Кроме того, после окончания вуза они получат воинские звания “лейтенант” и станут офицерами запаса ВС РК. “В случае осуществления этих планов гражданская авиация Республики Казахстан выиграет и усилится в целом: со временем исчезнет зависимость страны от привлечения иностранных пилотов, что повысит уровень национальной безопасности и обороноспособности страны, поскольку авиация (в том числе гражданская) и ее высокий инфраструктурный, учебный, технический и кадровый потенциал - это есть стратегический ресурс государства”, - уверен парламентарий.
Нур-Султан |