|
Алан Байтенов Павильон “Республика Казахстан” на территории московского комплекса ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) официально открыли 7 сентября. Да, реставрационные работы выполнили существенно раньше, но мы предлагаем начинать отсчет с момента, когда павильон посетили Нурсултан Назарбаев, Первый Президент Казахстана, и Владимир Путин, президент Российской Федерации. Пусть даже всех остальных, сообщает сайт мэра Москвы, пригласят лишь в конце 2019 года. У одного из наиболее красивейших павильонов выставки, так или иначе посвященного роли Казахстана в строительстве социализма, довольно непростая судьба. С момента открытия ВДНХ (тогда еще Всесоюзной сельскохозяйственной выставки) в 1939 году облик ее менялся многократно. И каждый раз проект становился индикатором того, что происходит вокруг
В 90-х годах прошлого столетия, учитывая известные всем события, павильон превратился в бизнес-центр очень среднего уровня - там торговали всякой мелочью, а каждый угол занимал выживающий бизнесмен. Из некогда красивейшего здания, с живописными барельефами, скульптурами, стеклянным куполом, панно с художественной резьбой, павильон превратился в бетонную коробку под черным саркофагом. И в таком виде он существовал до 2017 года, когда, наконец, согласовали проект реставрации. С этого момента началась новая, современная история павильона “Республика Казахстан”. О том, как он сегодня выглядит, что в нем представлено и отреставрировано, мы расскажем немного ниже. Ну а пока краткий экскурс в историю проекта, который всегда, по крайней мере старался, выгодно представить наше государство.
От шестиугольника до черного квадрата В этом году московскому комплексу ВДНХ исполняется 80 лет - в официальных источниках датой основания тогда еще ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки) считается 1 августа 1939 года. Свое название ВДНХ СССР комплекс получил в 1959 году. Позже, в 1992-м, его переименовали в ВВЦ (Всероссийский выставочный центр). Однако в 2014 году, сообщают на официальном сайте города Москвы, горожане подавляющим большинством проголосовали за возвращение исторического названия. С тех пор он так и называется - ВДНХ - и по-прежнему входит в 50 самых крупных выставочных комплексов мира. Павильон, посвященный Казахстану, имеет богатую историю. Изначально, в 1937 году, он представлял собой шестиугольник, обнесенный галереей и увенчанный башней. Это, к слову, был проект архитектора Ф.П. Костенко. Однако в 1939-м его реконструировали, отказались от башни в пользу купола. Чуть позже в проект добавили внушительный портал, а фасады украсил орнамент в национальном стиле. Источники сообщают, что это было решение зодчего И.Г. Безрукова. Всего через год облик вновь подвергся редактированию - на проекте появилась 25-метровая стела с гербом Казахской ССР, у подножия которой расположилась скульптура Джамбула Джабаева. Авторы образа И.М. Петров и И.Н. Халин добавили декоративные элементы - орнаментальную решетку, которая частично скрывала окна павильона. Отмечают, что за основу орнамента взяли образ узоров, которые использовали национальные казахские мастера. Примечательно, что в этой версии появились “барельефы на темы социалистического земледелия Казахстана”. Автор - Х.Н. Аскар-Сарыджа. В 2017 году, когда началась полномасштабная реставрация павильона, большую часть оригинальных барельефов нашли, они находились в удовлетворительном состоянии. Повезло, что произведения скульптора скрывались за укрывающими панелями более поздних версий фасадов павильона и их не разрушили. Наступает 1954 год, и павильон “Казахская ССР” вновь не узнать. “В 1954 году открылся новый павильон Казахской Республики. Его спроектировал в 1949 году архитектор мастерской Академпроекта И.М. Петров в соавторстве с И.В. Куприяновым и Т.К. Басеновым. Мастера использовали детали и мотивы национального зодчества Казахстана. Яркий силуэт павильона обогатил ансамбль выставки. Главный фасад строения теперь был решен в виде трехпролетной арки и являлся торжественным входом. Здание венчала своеобразная “корона” аркады, словно поддерживающая увенчанный шпилем прозрачный купол”, - указано в источниках, посвященных истории ВДНХ. Скульптуру Джамбула Джабаева решили оставить. Однако придумали добавить образ еще одного человека - Шыганака Берсиева, в свое время легендарного просовода. Архитектурный ансамбль, безусловно, дополняли и украшали появившиеся у боковых фасадов фонтаны. По мнению большинства, эта версия проекта павильона “Казахская ССР” является наиболее удачной. Поэтому вернуть здание к жизни решили именно в этом виде. Красовался павильон “Казахская ССР” в таком виде недолго. В 1959 году его решили “причесать” - многие декоративные элементы убрали, а экспозиция стала больше отражать тему металлургии и нефтегазовой, угледобывающей промышленности. А в 1964 году, ввиду нового курса и перестройки всего ВДНХ, в павильоне №11 разместили экспозицию “Металлургия”. Облик здания, как считают, более не подходил строгому направлению, поэтому его решили закрыть черными плитами, под которыми, собственно, и находились упомянутые выше барельефы. При этом все, что не относится к теме промышленности, решили убрать. К слову, в 1977 году, к 60-летнему юбилею советской власти, там вновь разместили экспозицию, посвященную Казахстану. Но это было недолго - всего-то несколько месяцев. В таком виде павильон №11 пережил развал Советского Союза. Начиная с 90-х годов прошлого столетия и вплоть до 2011 года, когда приняли решение передать в аренду сроком на 50 лет павильон теперь уже независимому Казахстану (на совершенно символических условиях), здание использовали, мягко говоря, не по назначению. Однако другие бывшие советские республики свои павильоны отреставрировали и использовали в полную силу. У нас тоже были грандиозные планы - нашли инвестора в виде национальной нефтегазовой корпорации, определили проект реставрации, сроки. За основу, повторимся, взяли наиболее интересный с архитектурной точки зрения образ, условно говоря, 1954 года. Но что-то не сложилось. Разномастных арендаторов вроде как убрали, а вот по-настоящему работать начали, оказывается, только в 2017 году. Все это время “одиннадцатый” стоял закрытым. Кстати, мы уже высказывались по этому поводу. Было полное разочарование - уникальный имиджевый проект буквально завис на совершенно неизвестной общественности стадии. Вроде и щит с паспортом объекта реставрации был, уже даже успел выгореть на солнце, но движений видно не было. Это ситуация на момент конца 2014 года. Отрадно, что все эти сожаления теперь в прошлом. Можно сказать, вновь открытый павильон вернули в лучшем виде.
Долгожданное открытие Сложно переоценить значение этого объекта в сегодняшней ситуации. Помимо того что павильон признан, сообщает официальный сайт Москвы, объектом культурного наследия федерального значения, он еще, безусловно, является визитной карточкой современного Казахстана, а также индикатором тональности взаимоотношений двух государств - стратегических партнеров. Вот и вновь образ павильона “Республика Казахстан” является отражением происходящего. Облик его безупречен - идентичность историческому образу практически полная. Да, результата добивались с применением современных материалов, но от этого более совершенных. Масштаб работ и сроки изумляют. Всего, можем сказать, за два года павильон отстроили с нуля. Реставраторы проделали колоссальную работу - восстановили барельефы, аутентичное осветительное оборудование, мраморные (колонны, пол), гипсовые элементы. Привезли экспонаты из музеев, организовали экспозицию, посвященную актуальной деятельности и возможностям Казахстана. Ближайший план, сообщают официальные источники, - создание на базе павильона №11 торгово-представительского комплекса. Каждый желающий, кто посетит “Республику Казахстан”, сможет ознакомиться с историей, традициями и нынешними ценностями Казахстана, его многонационального народа. Восстановленный павильон, восстановленный образ Казахстана, безусловно, позволит стать еще ближе, скажем, и нам, и к нам.
|