ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Место в истории События / Мир

Алан Байтенов
Павильон “Республика Казахстан” на территории московского комплекса ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) официально открыли 7 сентября. Да, реставрационные работы выполнили существенно раньше, но мы предлагаем начинать отсчет с момента, когда павильон посетили Нурсултан Назарбаев, Первый Президент Казахстана, и Владимир Путин, президент Российской Федерации. Пусть даже всех остальных, сообщает сайт мэра Москвы, пригласят лишь в конце 2019 года.
У одного из наиболее красивейших павильонов выставки, так или иначе посвященного роли Казахстана в строительстве социализма, довольно непростая судьба. С момента открытия ВДНХ (тогда еще Всесоюзной сельскохозяйственной выставки) в 1939 году облик ее менялся многократно. И каждый раз проект становился индикатором того, что происходит вокруг

В 90-х годах прошлого столетия, учитывая известные всем события, павильон превратился в бизнес-центр очень среднего уровня - там торговали всякой мелочью, а каждый угол занимал выживающий бизнесмен. Из некогда красивейшего здания, с живописными барельефами, скульптурами, стеклянным куполом, панно с художественной резьбой, павильон превратился в бетонную коробку под черным саркофагом. И в таком виде он существовал до 2017 года, когда, наконец, согласовали проект реставрации. С этого момента началась новая, современная история павильона “Республика Казахстан”. О том, как он сегодня выглядит, что в нем представлено и отреставрировано, мы расскажем немного ниже. Ну а пока краткий экскурс в историю проекта, который всегда, по крайней мере старался, выгодно представить наше государство.

 


От шестиугольника
до черного квадрата
В этом году московскому комплексу ВДНХ исполняется 80 лет - в официальных источниках датой основания тогда еще ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки) считается 1 августа 1939 года. Свое название ВДНХ СССР комплекс получил в 1959 году. Позже, в 1992-м, его переименовали в ВВЦ (Всероссийский выставочный центр). Однако в 2014 году, сообщают на официальном сайте города Москвы, горожане подавляющим большинством проголосовали за возвращение исторического названия. С тех пор он так и называется - ВДНХ - и по-прежнему входит в 50 самых крупных выставочных комплексов мира.
Павильон, посвященный Казахстану, имеет богатую историю. Изначально, в 1937 году, он представлял собой шестиугольник, обнесенный галереей и увенчанный башней. Это, к слову, был проект архитектора Ф.П. Костенко. Однако в 1939-м его реконструировали, отказались от башни в пользу купола. Чуть позже в проект добавили внушительный портал, а фасады украсил орнамент в национальном стиле. Источники сообщают, что это было решение зодчего И.Г. Безрукова.
Всего через год облик вновь подвергся редактированию - на проекте появилась 25-метровая стела с гербом Казахской ССР, у подножия которой расположилась скульптура Джамбула Джабаева. Авторы образа И.М. Петров и И.Н. Халин добавили декоративные элементы - орнаментальную решетку, которая частично скрывала окна павильона. Отмечают, что за основу орнамента взяли образ узоров, которые использовали национальные казахские мастера. Примечательно, что в этой версии появились “барельефы на темы социалистического земледелия Казахстана”. Автор - Х.Н. Аскар-Сарыджа. В 2017 году, когда началась полномасштабная реставрация павильона, большую часть оригинальных барельефов нашли, они находились в удовлетворительном состоянии. Повезло, что произведения скульптора скрывались за укрывающими панелями более поздних версий фасадов павильона и их не разрушили.
Наступает 1954 год, и павильон “Казахская ССР” вновь не узнать. “В 1954 году открылся новый павильон Казахской Республики. Его спроектировал в 1949 году архитектор мастерской Академпроекта И.М. Петров в соавторстве с И.В. Куприяновым и Т.К. Басеновым. Мастера использовали детали и мотивы национального зодчества Казахстана. Яркий силуэт павильона обогатил ансамбль выставки. Главный фасад строения теперь был решен в виде трехпролетной арки и являлся торжественным входом. Здание венчала своеобразная “корона” аркады, словно поддерживающая увенчанный шпилем прозрачный купол”, - указано в источниках, посвященных истории ВДНХ.
Скульптуру Джамбула Джабаева решили оставить. Однако придумали добавить образ еще одного человека - Шыганака Берсиева, в свое время легендарного просовода. Архитектурный ансамбль, безусловно, дополняли и украшали появившиеся у боковых фасадов фонтаны.
По мнению большинства, эта версия проекта павильона “Казахская ССР” является наиболее удачной. Поэтому вернуть здание к жизни решили именно в этом виде.
Красовался павильон “Казахская ССР” в таком виде недолго. В 1959 году его решили “причесать” - многие декоративные элементы убрали, а экспозиция стала больше отражать тему металлургии и нефтегазовой, угледобывающей промышленности.
А в 1964 году, ввиду нового курса и перестройки всего ВДНХ, в павильоне №11 разместили экспозицию “Металлургия”. Облик здания, как считают, более не подходил строгому направлению, поэтому его решили закрыть черными плитами, под которыми, собственно, и находились упомянутые выше барельефы. При этом все, что не относится к теме промышленности, решили убрать. К слову, в 1977 году, к 60-летнему юбилею советской власти, там вновь разместили экспозицию, посвященную Казахстану. Но это было недолго - всего-то несколько месяцев.
В таком виде павильон №11 пережил развал Советского Союза. Начиная с 90-х годов прошлого столетия и вплоть до 2011 года, когда приняли решение передать в аренду сроком на 50 лет павильон теперь уже независимому Казахстану (на совершенно символических условиях), здание использовали, мягко говоря, не по назначению. Однако другие бывшие советские республики свои павильоны отреставрировали и использовали в полную силу. У нас тоже были грандиозные планы - нашли инвестора в виде национальной нефтегазовой корпорации, определили проект реставрации, сроки. За основу, повторимся, взяли наиболее интересный с архитектурной точки зрения образ, условно говоря, 1954 года.
Но что-то не сложилось. Разномастных арендаторов вроде как убрали, а вот по-настоящему работать начали, оказывается, только в 2017 году. Все это время “одиннадцатый” стоял закрытым. Кстати, мы уже высказывались по этому поводу. Было полное разочарование - уникальный имиджевый проект буквально завис на совершенно неизвестной общественности стадии. Вроде и щит с паспортом объекта реставрации был, уже даже успел выгореть на солнце, но движений видно не было. Это ситуация на момент конца 2014 года.
Отрадно, что все эти сожаления теперь в прошлом. Можно сказать, вновь открытый павильон вернули в лучшем виде.

Долгожданное открытие
Сложно переоценить значение этого объекта в сегодняшней ситуации. Помимо того что павильон признан, сообщает официальный сайт Москвы, объектом культурного наследия федерального значения, он еще, безусловно, является визитной карточкой современного Казахстана, а также индикатором тональности взаимоотношений двух государств - стратегических партнеров. Вот и вновь образ павильона “Республика Казахстан” является отражением происходящего.
Облик его безупречен - идентичность историческому образу практически полная. Да, результата добивались с применением современных материалов, но от этого более совершенных. Масштаб работ и сроки изумляют. Всего, можем сказать, за два года павильон отстроили с нуля. Реставраторы проделали колоссальную работу - восстановили барельефы, аутентичное осветительное оборудование, мраморные (колонны, пол), гипсовые элементы. Привезли экспонаты из музеев, организовали экспозицию, посвященную актуальной деятельности и возможностям Казахстана.
Ближайший план, сообщают официальные источники, - создание на базе павильона №11 торгово-представительского комплекса. Каждый желающий, кто посетит “Республику Казахстан”, сможет ознакомиться с историей, традициями и нынешними ценностями Казахстана, его многонационального народа. Восстановленный павильон, восстановленный образ Казахстана, безусловно, позволит стать еще ближе, скажем, и нам, и к нам.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение