|
Ольга Шишанова Контроль над строго рецептурным отпуском лекарств вызывает все больше недоразумений и нареканий со стороны казахстанцев. Потому что объяснить это явление здравым смыслом или даже просто элементарной логикой невозможно. А вот переделом аптечного рынка - очень даже просто
Пожалуй, давно наши граждане не попадали в столь нелепое и бессмысленное положение, когда нет возможности что-либо объяснить и изменить при покупке обычного обезболивающего или даже жаропонижающего. Хотя возврат к нормальному положению с самыми простыми лекарствами все же произошел. Но в чем причина предыдущих решений Минздрава, вызвавших возмущение общественности? На самом деле иначе как “закручиванием гаек” в сегодняшних аптеках это и не назовешь. Потому что под предлогом строгого соблюдения по применению рецептов на лекарства для рядовых граждан видятся совсем другие мотивы. Начать с того, что если фармацевт попадется на свободной продаже без рецепта какого-либо лекарства, которого в черном списке около 80 процентов, то ему грозит жесткий штраф в размере 200 МРП (один МРП равен 2525 тенге). Попадется во второй раз - могут и вовсе лишить лицензии. При этом чиновники от Минздрава такие меры оправдывают тем, что якобы эти правила ввели еще в 2014 году. Почему же тогда на протяжении пяти лет об этом никто не слышал?
К тому же вряд ли кто-то из чиновников в курсе, какая ситуация сегодня сложилась в системе первичной медпомощи. Дело в том, что если больному нужно лекарство, а получить он его может только по пресловутому рецепту, то за ним необходимо идти к узкому специалисту, который его и выпишет. Но тут приходится сталкиваться с многими проблемами. Первая из них - очень часто такого специалиста попросту в поликлинике не оказывается. То есть “совсем”. Вторая - если даже он есть, то очередь к нему расписана на много дней-недель-месяцев вперед. А значит, поневоле приходят мысли о том, что казахстанский Минздрав нацелен не на помощь ближнему, а на прямо противоположное. И самое удивительное при этом, что чиновники с легкостью соглашаются с создавшимся положением вещей, нисколько его не отрицая - да, дескать, в республике и правда существует дефицит врачей определенных специальностей. Но даже ради простого рецепта на лекарства, чтобы вылечить ту же простуду, казахстанец не пойдет в поликлинику, потому что от таких походов ему станет только хуже. Причем намного хуже, чем было. Кто не верит, может испытать это на собственном опыте. Впрочем, выход есть, как иногда советуют те же чиновники. Например, можно обратиться в платную поликлинику, чтобы не обременять своими проблемами поликлинику государственную. Либо пойти еще дальше и написать в фармацевтическую компанию, чтобы там лекарства фасовали на продажу не по 10 таблеток, например, а уж сразу коробками, потому что злополучно-вожделенный рецепт просто-таки необходимо возобновлять каждый месяц в обязательном порядке. В министерстве обнадежили, правда, что после всех многочисленных неприятных ситуаций в аптеках они вроде как “приступили к прорабатыванию” списка лекарств, которые можно будет купить без рецепта. А почему нельзя было сделать это ранее и не ставить эксперименты над людьми? Ведь сегодня в республике зарегистрировано почти восемь тысяч наименований лекарств, из которых больше шести тысяч подлежат рецептурной продаже. И сколько же людей, банально не дождавшись вожделенного рецепта, пострадали от этого больше, чем от того, как если бы, по опасению чиновников, занимались самолечением. Потому что создавшееся положение действительно можно назвать палкой о двух концах. Одно дело - когда невозможно получить этот самый рецепт по самым разным причинам, о которых мы упоминали выше. И другое, когда народ у нас все-таки привык заниматься самолечением, хотя его нельзя за это корить. Потому что существуют: длинные очереди в поликлиниках, после которых заболеет и здоровый; равнодушное, как минимум, отношение врачей и медработников; многочисленные лекарства, выписанные лечить одну болезнь, а на деле часто вызывающие новые проблемы со здоровьем. А сколько нареканий вызывают примеры, когда врач выписывает дорогущий препарат вместо того, чтобы посоветовать более дешевый и действенный его аналог, что, конечно, наводит на определенные мысли. Все эти нюансы ну никак не способствуют тому, чтобы казахстанцы стали законопослушными в отношении рецептурных дел. При этом чиновники мотивируют сложившееся положение тем, что они якобы вводят контроль над правильностью врачебных назначений, над профилактикой побочных эффектов и даже помогают контролировать затраты населения. Звучит это, как минимум, малоправдоподобно. Сегодня, после того как внесли изменения и дополнения в упомянутый приказ министра здравоохранения и социального развития от 28 апреля 2015 года № 288 “Об утверждении правил отнесения лекарственных средств к рецептурному отпуску”, вступивших в силу почему-то только сейчас, документ расширили до почти ста наименований. Среди них жаропонижающие, обезболивающие, отхаркивающие препараты. Есть также спиртовые настойки, слабительное, витамины, некоторые половые гормоны, лекарства для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, бронхиальной астмы, а также все мази, применяемые в дерматологии. Однако далеко не все аптеки соблюдали и соблюдают эти правила. Потому что кто-то “в виде исключения” все-таки продает запрашиваемое лекарство без рецепта, кто-то, напротив, отказывается продать даже то, на что рецептурного запрета не было либо он утратил свою актуальность. Такая неразбериха говорит о совершенном незнании многими фармацевтами правил отпуска лекарств и, как следствие, основ своей работы. Плюс в этом конкретном случае возникает вполне резонный вопрос - зачем было изначально запрещать то, что потом было вновь разрешено? Да и какова сегодня вероятность того, что ста наименований из восьми тысяч окажется достаточно, чтобы казахстанцы стали законопослушными пациентами и отправились за рецептом?
Нур-Султан |