Алла Иванилова О внедрении трехъязычного образования в Казахстане говорят давно. Более того, уже делают определенные практические шаги. Если ранее планировали этот процесс завершить к 2023 году, то теперь конкретные сроки не ставят - переход на трехъязычие будет зависеть от готовности образовательного учреждения и от самих учителей
Впервые о необходимости трехъязычного образования в Казахстане заявил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в 2012 году, мотивируя это тем, что владение казахстанцами английским языком обеспечит качественный рывок в развитии страны, а русский язык является историческим преимуществом казахской нации. С этим утверждением не поспоришь. Английский - это язык науки и технологий, на нем ведется большая часть исследований, он широко применяется в экономике и бизнесе. Его знание открывает перед человеком большие перспективы. К тому же английский язык распространен в 106 странах, русский - в 17. Таким образом, знание этих двух языков позволит понимать жителей 123 стран, а это полмира. Практические шаги по переходу на трехъязычие начались еще в 2013 году. Тогда изучение английского языка ввели с первого класса. В 2015 году увеличили количество часов - для первоклашек два часа в неделю, а в последующие годы во втором, третьем, четвертом классах - по три часа. Поэтапный переход на трехъязычное обучение предусмотрен Государственной программой развития образования и науки на 2016-2019 годы. Три языка с первого класса преподают по новым уровневым программам, апробированным в Назарбаев Интеллектуальных школах. В 2017-2018 году в 33 экспериментальных школах для одаренных детей, 20 НИШ и 30 казахско-турецких лицеях республики начали преподавание на нескольких языках. Первый подход при реализации трехъязычного обучения - преподавание самих предметов: казахского языка, казахской литературы, русского языка, русской литературы и английского языка. Это позволит развить у детей четыре вида речевой деятельности: речь, письмо, аудирование и чтение. Изменятся методика и технология преподавания предмета, поэтому и были подготовлены уровневые программы для изучения трех языков. Второй подход заключается в том, чтобы дети уже на практике могли применять знание языков. Все нововведения внедряют поэтапно. Первый шаг - подготовка детей до определенного знания уровня языков, а затем уже начнется преподавание предметов на русском, казахском или английском языке. Планировали, что уже с этого года трехъязычное предметное образование в Казахстане станет обязательным для старшеклассников. Во всех школах страны, независимо от главного языка обучения, “Историю Казахстана” будут изучать на казахском языке, “Всемирную историю” - на русском языке. С 2019-2020 учебного года в старших классах на английском языке по выбору школы начнут изучать такие предметы, как “Информатика”, “Химия”, “Биология”, “Физика”. С пятого класса учеников начнут знакомить со специфической терминологией этих наук. Полный переход на трехъязычное обучение намеревались завершить к 2023 году. Но события решили не торопить. Этот вопрос поднимал нынешний президент страны Касым-Жомарт Токаев в марте текущего года в ходе совещания с акимами областей и городов республиканского значения. Он поинтересовался у министра образования и науки (на тот момент Куляш Шамшидинова), как она относится к программе трехъязычия? Экс-министр отметила, что изначально планировали, что ученики должны изучать все предметы на трех языках. Ведомство выделило деньги на обучение 11 тысяч преподавателей химии, биологии, физики и информатики. Но теперь со следующего года финансирование этой программы намерены прекратить. В целом сегодня четыре предмета преподаются на трех языках в 153 школах. Глава государства назвал этот вопрос “очень сложным” и добавил, что “в первую очередь ученики должны изучать казахский язык, затем русский и только потом английский”. Между тем главное условие для успешного внедрения программы - кадры. Именно от них будет зависеть успех этой реформы. В Минобразования уверены, что с педагогами по казахскому языку проблем не будет. Гораздо сложнее - с англоязычными педагогами. Эту задачу будут решать за счет привлечения выпускников программы “Болашак”, подготовки учителей в вузах и колледжах, повышения квалификации школьных педагогов, программ по обмену студентами и приглашению зарубежных специалистов - носителей языка. Чтобы мотивировать учителей заговорить на английском, с 1 сентября 2017 года увеличили оклад тем педагогам, которые прошли обязательные курсы повышения квалификации, овладели определенным уровнем английского языка.
Нур-Султан |