ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Доплата за вредность События

Алла Иванилова
В Казахстане предлагают повысить престиж профессии учителя экономическими стимулами

alt

Недавно состоялось первое заседание Национального совета общественного доверия, созданного указом президента РК Касым-Жомарта Токаева. Спикеры подняли вопросы и проблемы, которые предстоит обсудить и представить главе государства. Среди злободневных тем подняли вопрос повышения заработной платы педагогов. Как отметил директор центра прикладных исследований “Талап”, член политсовета партии Nur Otan Рахим Ошакбаев, его нужно решать незамедлительно. Он напомнил, что в прошлом году выделили свыше восьми тысяч грантов на педагогические специальности, из них свыше четырех тысяч абитуриентов прошли с баллами ЕНТ 50-51. “Это, по сути, предел функциональной грамотности! Мы пытаемся доверить важнейшее дело обучения наших детей, привить им современные ценности, мотивацию не самым выдающимся абитуриентам. И это вопиющее положение, которое можно исправить только путем повышения зарплат”, - отметил Ошакбаев. По сравнению со странами ОЭСР, казахстанские школьники значительно отстают. Чтобы исправить ситуацию, нужно повысить престиж педагогических специальностей, а для этого экономист предложил в течение ближайших двух лет увеличить размер заработной платы всех учителей до средней в республике (в первом квартале 2019 года она составляла 168 489 тенге), а также заявил о необходимости повысить стипендии студентам педагогических специальностей и создать экономические стимулы для абитуриентов. Глава центра “Талап” также заявил, что расходы государства на образование должны быть равны пяти процентам от ВВП и идти из Нацфонда. В этой связи предложили дополнительно выделить по два миллиарда долларов в год. Кроме этого член Нацсовета предложил создать отдельную рабочую группу по вопросам образования и представить проект по улучшению этой сферы с полным экономическим обоснованием.
Более 60 процентов учителей считают, что их труд плохо оплачивается.
И действительно, заработная плата педагогов на 40 процентов ниже средней по республике. Если сравнить с доходами европейских коллег, то это и вовсе “капля в море”. Так, по данным ОЭСР, самая высокооплачиваемая профессия учителя в Люксембурге. Там работников образования воспринимают как интеллектуальную элиту страны, и они получают 10 тысяч евро в месяц. В Германии существенно меньше, но все равно очень прилично для Европы - шесть тысяч евро, а заработная плата французских учителей - около 2200 евро. В Казахстане, согласно статистическим данным, зарплата учителей на конец 2018 года составила 102 тысячи тенге. Начинающий педагог получает от 50 тысяч тенге. Проблема в том, что зарплаты учителям исчисляют от БДО (базовый должностной оклад), размеры которого не меняли в течение девяти лет - это 17 697 тенге. Хотя неоднократно отраслевой профсоюз работников образования и науки предлагал заменить БДО на показатель прожиточного минимума или минимальную месячную заработную плату, что повысило бы доходы педагогов в разы. Однако эту инициативу чиновники не поддерживают. В этой связи предлагают установить заработную плату учителей не ниже, чем в среднем в регионе, а в идеале, чтобы минимальная зарплата “работников просвещения” составляла от 300 тысяч тенге. Только в этом случае, считают в профсоюзе, в эту профессию придут хорошие молодые кадры.
Между тем в Казахстане разработан законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя”, который предусматривает немало новшеств. Так, вводят единое понятие “педагог” (сейчас есть “педагог и лица, приравненные к ним”). Это потребует определенных финансовых затрат, поскольку уровень базового оклада и продолжительность отпускных у всех разная. Кроме того, расширяются профессиональные права педагога, в том числе право на защиту от необоснованного вмешательства в профдеятельность, на защиту чести и достоинства. В этой связи вносятся изменения в Кодекс об административном правонарушении. Так, в проекте закона говорится, что унижение чести и достоинства педагога влечет за собой штраф в размере пяти месячных расчетных показателей (12 625 тенге). Привлечение педагога к видам работ, не связанных с его профессиональными обязанностями, - штраф на должностных лиц в размере десяти МРП (25 250 тенге). Необоснованное вмешательство в профессиональную деятельность педагога или воспрепятствование профессиональной деятельности карается для начала предупреждением, а после - штрафом в размере трех МРП (7575 тенге). Требование о предоставлении педагогом каких-либо форм отчетности либо информации, не предусмотренных законодательством, предусматривает также предупреждение или штраф на должностных лиц в размере трех МРП. За возложение на педагога обязанности приобретать какие-либо товарно-материальные ценности для обеспечения учебно-воспитательного процесса за счет собственных средств предлагают наказывать должностных лиц штрафом в размере трех МРП. Статья 127 Кодекса об административных нарушениях дополнена следующим содержанием: “Унижение чести и достоинства педагога, совершенное несовершеннолетними, влечет штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере ста месячных расчетных показателей (252 500 тенге)”.
Защита чести и достоинства учителей, несомненно, хорошо, но ее, как говорится, “на хлеб не намажешь”. Первоначально при разработке законопроекта предлагали норму, предусматривающую выход на пенсию по достижении установленного пенсионного возраста при наличии 30-летнего стажа педагогической работы. Однако эту инициативу в ходе согласования исключили, как и предложения о предоставлении оздоровительных выплат в двойном окладе, льгот при участии в жилищных программах, доплат за ученое звание.
Публичное обсуждение поправок в некоторые законодательные акты по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя проходило до 27 июня. Теперь все предложения соберут воедино, тщательно рассмотрят и проанализируют чиновники. Ранее предполагалось, что законопроект поступит в мажилис в январе-феврале текущего года. Задержка произошла из-за смены руководства Министерства образования и науки. С тех пор сменилось два министра. Планируют, что уже в сентябре парламентарии приступят к рассмотрению законопроекта.

Нур-Султан

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение