Константин Кочевников Тем, кому в этот летний сезон предстоит автомобильная поездка из Алматы на север, следует учитывать, что значительная часть пути пролегает по строительной площадке. Огромной, растянувшейся на сотни километров. Но эти издержки с лихвой окупаются двумя неоспоримыми аргументами. Уже через год это треклятое шоссе приобретет современный вид, станет безопаснее и короче. Но и в нынешнем состоянии проложенное по временным объездным дорогам оно оставляет гораздо лучшее впечатление, чем убогая разбитая и давно не чиненная трасса
Это известное и несколько лет подряд вызывающее только нарекания шоссе для многих становилось серьезным препятствием для посещения замечательных природных туристических жемчужин - Алаколя, Бухтармы, Рудного Алтая и Восточного Казахстана в целом. Некоторые просто отказывались от посещения этих отечественных курортов именно из-за состояния дорог. Наконец от намерений приступили к делу. Причем работы ведут настолько интенсивно, что всего через две-три недели на этом большом отрезке пути от Талдыкоргана до Усть-Каменогорска будет другая актуальная обстановка. Сужу по тому, что немногим менее месяца назад, в десятых числах июня, преодолел это расстояние в северном направлении, а на обратном пути обнаружил и новые объездные дороги, и приведенное в номинальный порядок разбитое асфальтовое покрытие старой трассы.
Могу добавить, что по масштабу эти работы можно сравнить с прокладкой фактически новой трассы через Кордайский перевал и далее в южную часть страны. Здесь же, в отличие от степных равнинных участков, инженерам-проектировщикам приходится решать целый комплекс задач по прокладке широкого скоростного шоссе через несколько перевалов в обход населенных пунктов. Во многих местах по курсу прокладки новой трассы уже изменили ландшафт: прорыли проходы, срывая возвышенности, убрали петли серпантинов, сделали дорогу более пологой, несмотря на то, что она бежит сквозь предгорья.
Действительно, практически весь путь за исключением одного плоского прямого участка от Учарала до развилки на Урджар это шоссе проходит либо вдоль хребтов, либо пересекает другие возвышенности: Джунгарский Алатау, Тарбагатай, предгорья Алтая. А это и вершины, и причудливые выходы скальных скоплений, и прозрачные горные речушки на всем пути, и синие-синие озера. Да вот беда - все эти красоты прежде как-то меркли и ускользали от внимания автопутешественников по одной лишь причине: приходилось, грубо говоря, пыль глотать да ямы объезжать.
Итак, новое шоссе должно стать достойным продолжением того, что мы уже опробовали, испытали и оценили на участке от Капшагая до Талдыкоргана: по две полосы движения в каждом направлении с разделительной полосой, ограждениями и подсветкой в местах примыкания второстепенных трасс, на развязках. Сегодня, миновав Талдыкорган, автопутешественник попадает на эту масштабную и грандиозную стройку. К этому нужно быть готовым, но пугаться не стоит. Понятно, что скорость движения на участках значительно падает. Но к чести строителей нельзя не указать, что даже в нынешнем состоянии трасса внятно размечена, опасные участки обозначены знаками и фонарями, в отдельных местах дежурят люди, которые показывают, куда не следует ехать, и подскажут правильное направление.
Наиболее интенсивно сегодня работы ведут в границах Алматинской области и на значительном протяжении со стороны Усть-Каменогорска. На других участках в границах ВКО ведут измерения. Часто можно встретить людей с теодолитом и геофизической рейкой. Они завершают промеры местности, маркируют шоссе. Периодически на некотором удалении от трассы встречаются временные городки строителей. На дорогах большое количество самосвалов, грейдеров, работают экскаваторы. При всем том, что старого шоссе вскоре не будет, его искореженное покрытие во многих местах отфрезеровали, сравняли, а кое-где и подсыпали. Периодически встречается спецтехника, с помощью которой пытаются хоть как-то прибить пыль. Насколько это эффективная мера, судить сложно. Но без нее, вероятно, было бы еще хуже.
В последних числах мая премьер-министр Аскар Мамин посетил Восточно-Казахстанскую, Алматинскую и Карагандинскую области с рабочей поездкой, где проверил ход реализации поручений Касым-Жомарта Токаева, данных в рамках визитов в регионы страны. Не обошел он своим вниманием и строительство шоссе. В Восточно-Казахстанской области премьер-министр выезжал на автодорогу Усть-Каменогорск - Талдыкорган, где узнал, что в этом году планируют открыть движение на участке протяженностью 265 километров. Все шоссе, как известно, имеет протяженность 763 километра, срок окончания строительства наметили на 2021 год. Параллельно реконструируют шоссе Калбатау - Майкапшагай, где к концу года обещают сдать 135 километров дороги. Майкапшагай - это таможенный пункт и один из пяти автомобильных пограничных переходов между Казахстаном и Китаем.
Сообщают, в ходе поездки премьер посетил и восточную зону побережья Алаколя, где продолжают работы по развитию набережной. В этом году планируют приступить к реализации восьми крупных инфраструктурных объектов: гостиницы на 250 мест, лечебно-оздоровительного комплекса, велопешеходных дорожек.
В Алматинской области главе правительства доложили о реконструкции восточного участка автодороги Усть-Каменогорск - Талдыкорган протяженностью 355 километров, а также о проекте строительства автодороги Ушарал - Достык протяженностью 184 километра. На этом берегу Алаколя вводят в эксплуатацию новый гостиничный комплекс на 450 мест, обещают продолжить развитие туристического потенциала путем строительства новых объектов сервиса. Премьер-министр поручил усилить темпы строительных работ по объектам Алматинской и Карагандинской областей. Он считает, что для ускоренной мобилизации и интенсивного режима работ необходимо внести соответствующие корректировки в сроки строительства проектов.
“Инфраструктура должна работать. Задача по проектам “Усть-Каменогорск - Талдыкорган” и “Караганда - Алматы” - дать проезд в 2020 году. Вопросы качества должны быть главным приоритетом”, - поручил Мамин. Генеральным подрядчиком проекта реконструкции шоссе Талдыкорган - Усть-Каменогорск в границах Алматинской области выступила китайская компания CITIC Construction Co, LTD. Часть работ ведут силами национальной компании “КазАвтоЖол”. На одном только южном участке шоссе построят две развязки в двух уровнях, реконструируют 21 мост и проложат под трассой 404 водопропускные трубы. Этот участок автодороги пролегает к туристическому кластеру Алматинской области - озеру Алаколь.
Константин Кочевников, фото автора
|