Ольга Шишанова Оборонная промышленность Казахстана, похоже, испытывает трудности с финансированием. Всему виной - отклонение Минфином РК заявок на приобретение военной техники, причем отечественного производства. В частности, малого сторожевого корабля типа “Айбар”, в котором вот уже не первый год нуждаются Военно-морские силы страны и пограничная служба КНБ РК
Об этом стало известно из недавнего депутатского запроса сенаторов парламента республики. Дело в том, что вышеназванный корабль, как и некоторые другие образцы специального военно-морского вооружения, до некоторых пор производили на АО “Уральский завод “Зенит”, история которого восходит в республике ко времени Великой Отечественной войны, первую военно-морскую продукцию которого выпустили 8 октября 1941 года. К слову, в то время это предприятие стало единственным в Казахстане, получившим орден Отечественной войны I степени. Выжившему в годы лихолетья, сегодня заводу угрожают сокращение хорошо обученных профессиональных кадров, банкротство и полное забвение. Причина банальна - нет заказов. Хотя еще в 1993 году, преодолев последствия коснувшейся всех пресловутой перестройки, при поддержке Первого Президента РК завод стал заниматься изготовлением катеров и кораблей. С тех пор с его стапелей выпустили более трех десятков единиц морской техники. Со временем на предприятии стали использовать только современные компьютерные технологии, а сотрудников отправляли на обучение в Санкт-Петербург.
Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Из-за отсутствия заказов заводчане стали попадать под сокращение. Только в прошлом году работу потеряли 100 сотрудников завода. Директор предприятия считает, что если вопрос заказов и финансирования не решат в самое ближайшее время, то придется уволить еще почти триста человек, причем профессионалов своего дела, что по нынешним временам для экономики страны, скажем прямо, недопустимая роскошь. И тогда точно можно будет сказать, что “кораблестроения в Казахстане не будет”. Между тем еще несколько лет назад на заводе в год производили четыре-пять единиц военной продукции, разного класса катера и корабли. “Мы создали инфраструктуру, поставили новый корпус, ввели новое оборудование, а самое главное, мы подготовили специалистов-инженеров, которых в течение 10 лет направляли учиться в Санкт-Петербург. Но на сегодня ни одного заказа у нас нет, хотя заявки от пограничной службы, от КНБ поступают постоянно, но их никто и не думает удовлетворять. Им очень нужны наши корабли, но все упирается в финансирование”, - сетует генеральный директор АО “Уральский завод “Зенит”. Хуже того, оказывается, если сейчас заводчане, да еще в таком количестве, подпадут под сокращение, то корабли, которые они сделали, некому будет обслуживать. Весь флот, что расположен сегодня на Каспии, попросту встанет. Остается добавить, что не далее как в конце мая на недавнем юбилейном заседании Высшего Евразийского экономического совета, который прошел в столице Казахстана, Первый Президент Нурсултан Назарбаев был глубоко возмущен тем, что “мы даже одежду для военных импортируем, и это позор просто...”.
Нур-Султан |