ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Огненный знак События

Константин Маскаев
В учебниках новейшей истории, по-видимому, появится новая глава. 15 апреля в Париже загорелся один из величайших соборов и символ Франции - Нотр-Дам де Пари, в нашей языковой традиции известный как собор Парижской Богоматери. И в буквальном смысле на глазах у всего подключенного к телевидению и интернету человечества горел почти 12 часов. Вместе с французами скорбели даже те, кто в Бога не верит

Честно говоря, когда горит такой храм, невольно задаешься вопросами вроде: не знак ли это всем нам (прежде всего французам); не пора ли каяться; наконец, что будет, если огонь сожрет весь храм целиком?
Но когда пожар потушили, прагматизм и расчет взяли верх над мистическим очарованием. Стало ясно, что расположенный внизу интерьер уцелел, но уничтожены большая часть кровли, шпиль, часы, часть конструктивных элементов, внешний декор. Наверняка под рухнувшими конструкциями что-то погибло. Но основные святыни собора, говорят, не пострадали.
Спустя неделю после случившегося специалисты говорят, что можно перевести дух: разрушения оказались не столь значительными, как это представлялось вначале. По счастливому стечению обстоятельств сохранились скульптуры, которые размещались по краю крыши. Буквально накануне пожара их сняли и увезли в реставрационную студию. Внутри собора нашли металлическую фигуру петуха, стоявшую на крыше. Петух упал вместе с рухнувшим куполом и тем не менее не получил значительных повреждений.

 

 

Специалист по средневековой архитектуре Нэнси Ву выражает оптимистичную уверенность, что французские архитекторы сумеют восстановить собор: главное, что уцелели реликвии и святыни.
Собор еще горел, а в сетях уже обсуждали, предзнаменованием чего можно считать этот невиданный пожар. Но кроме весьма косвенных предсказаний Нострадамуса - даром, что он француз, никто ничего вспомнить не сумел.
Нотр-Дам де Пари - главная христианская святыня Франции. И без преувеличения - одна из величайших святынь христианского мира. Это не только одно из крупнейших храмовых сооружений католической готики, но и один из старейших христианских храмов Европы. Представьте только! В прошлом году Нотр-Дам де Пари отметил 855-летие! И это один из узнаваемых символов Парижа, ставший таковым задолго до Лувра или постройки Эйфелевой башни.
Это архитектурный, литературный, культурный и духовный символ сегодняшней цивилизации.
Собор считают одним из самых известных памятников Европы, ежегодно его посещают 14 миллионов человек.
Собор заложили по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в 1163 году. И строили почти двести лет - до 1345 года. Но и на протяжении последующих веков собор поднимали, достраивали, реконструировали многократно, если не сказать постоянно. Так что число тех, кто приложил сюда свои руки, невозможно назвать даже приблизительно.
Алтарную часть освятили в 1182 году. Западный фасад и башни закончили во второй четверти XIII века. С 1235 года вносили большие изменения: обустроили часовни между контрфорсами нефа, увеличили размер трансепта - поперечного нефа, добавили часовни хора... В XIX веке отреставрировали поврежденную в революцию скульптурную часть, восстановили витражные розы и возвели новый шпиль вместо утраченного. В этом смысле сгоревший ныне шпиль можно считать новоделом. Каким был шпиль изначально, доподлинно неизвестно.
Любопытно, как в ходе Французской революции (с 1789) один из самых ярких идеологов революции Максимилиан Робеспьер использовал Нотр-Дам. Одним из первых декретов он объявил собор “твердыней мракобесия” и заявил парижанам, что если они хотят избежать разрушения храма, должны уплатить Конвенту мзду “на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах!”. Парижане, понятно, скинулись. Но собор объявили Храмом Разума, а в июле 1793 года Конвент объявил, что “все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли”, и Робеспьер лично распорядился обезглавить “каменных королей, украшающих церкви”.
Дело в том, что собор Нотр-Дам де Пари был не просто главным католическим храмом Франции, но и местом, откуда вышли шесть епископов, где короновали французских монархов и много веков хранилась одна из главных христианских реликвий, связанных с земной жизнью Иисуса, - Терновый венец Спасителя.
То есть храм уже французским революционерам стал поперек деклараций. Но французы все же не стали стирать с лица земли часть своей истории и духовной жизни, как в другой ситуации поступили большевики.

 

 

Но вернемся к главной святыне собора - Терновому венцу, и тому, как она была обретена. Король Франции с 1226 по 1270 год Людовик IX, позже получивший второе имя Святой, в ходе одного из крестовых походов в 1239 году выкупил Терновый венец у венецианцев, заложенный Латинским императором Балдуином II за “половину Парижа” - 135 тысяч ливров, огромную по тем временам сумму. Затем король и его брат Робер д’Артуа - в простых рубахах и босые - несли раку с Терновым венцом, пока ликующий народ не встретил их в Париже. Позже в Париж привезли и частицу Креста Господня, Копье Лонгина (одно из Орудий Страстей, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте) и другие предметы-свидетели Ветхого и Нового заветов.
Для хранения священных реликвий Людовик Святой повелел возвести в Париже особую часовню королевского двора Сент-Шапель, фундамент которой заложили в 1242 году. Но временным пристанищем для них стал городской собор Нотр-Дам де Пари.
При пожаре в соборе 15 апреля 2019 года Терновый венец одним из первых вынесли из собора и разместили в мэрии Парижа.
Четыре дня не было известий о другой православной святыне - Владимирской иконе Божией Матери, которую в 2007 году принес в дар собору патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего визита во Францию. Многие прихожане и посетители собора молились перед ней и ставили свечи, икона особо почитаема не только среди потомков русских эмигрантов. В Лазареву субботу, 20 апреля, представитель Русской православной церкви при Совете Европы, настоятель храма Всех Святых в Страсбурге игумен Филипп (Рябых) получил от настоятеля Нотр-Дам де Пари Патрика Шове известие, что икона не получила повреждений.
Технические особенности конструкции куполов и шпиля и способ их возведения до сегодняшнего дня оставались не до конца разгаданными. И теперь ответ на этот вопрос останется лишь в форме гипотез. Но помимо инженерных и архитектурных сооружений во время пожара оказалось утрачено большое число витражей. Цветное художественное стекло под воздействием высокой температуры и в процессе тушения осыпалось мелкими осколками, собрать которые в прежнюю картину не представляется возможным.
В соборе установлен известный орган. Причем он сам также является не только большим, но и весьма старым музыкальным инструментом. Впервые большой орган установили в соборе в 1402 году, для чего использовали старый орган, поместив его в новый готический корпус. Затем в течение времени орган неоднократно достраивали и реконструировали. Наиболее важными были реставрации, реконструкции и расширения в 1733, 1788, 1960 годах, а также модернизация 1992 года, которая позволила полностью компьютеризировать орган. К этому времени орган уже расширили до 110 регистров. В его конструкции 7400 труб, примерно 900 из которых из инструмента времен Тьерри и Клико - реконструкций, соответственно, первой и второй трети XVIII века. И теперь это самый большой по числу регистров орган Франции.
И хотя в ходе пожара орган не получил значительных повреждений, ему угрожает обвал одной из стен собора, оставшейся без надежной опоры.
Эмануэль Макрон пообещал, что на восстановление собора потребуется не более пяти лет. К слову, восстановление может оказаться достаточно простым с технической точки зрения, поскольку собор хорошо изучен специалистами. Они как раз не так давно получили 3D-чертежи, созданные американским профессором Эндрю Телором, которые использовали в процессе начатой год назад реставрации. Ученый исследовал весь собор с помощью лазера и составил большой объем документов, которые теперь приобрели особое значение в судьбе Нотр-Дам де Пари.
P.S. Известный французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт оценил стоимость восстановления примерно в миллиард евро.
По словам Вильмотта, существует определенная расценка восстановления свода, реконструкции шпиля и ремонта внутреннего оформления собора.
Во вторник мэр Парижа Анн Идальго сообщила, что власти города выделили 50 миллионов евро и хотят организовать международную конференцию с участием меценатов со всего мира, чтобы собрать средства, необходимые для восстановления собора.
Самые крупные пожертвования - по 200 миллионов евро - готовы сделать семья основателей косметической компании L‘Oreal Беттанкур и семья Арно, владеющая группой производителя люксовых товаров LVMH. Сто миллионов евро выделит французский бизнесмен Франсуа-Анри Пино. Такую же сумму готова выделить и французская нефтегазовая корпорация Total.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение