|
Константин Маскаев В учебниках новейшей истории, по-видимому, появится новая глава. 15 апреля в Париже загорелся один из величайших соборов и символ Франции - Нотр-Дам де Пари, в нашей языковой традиции известный как собор Парижской Богоматери. И в буквальном смысле на глазах у всего подключенного к телевидению и интернету человечества горел почти 12 часов. Вместе с французами скорбели даже те, кто в Бога не верит
Честно говоря, когда горит такой храм, невольно задаешься вопросами вроде: не знак ли это всем нам (прежде всего французам); не пора ли каяться; наконец, что будет, если огонь сожрет весь храм целиком? Но когда пожар потушили, прагматизм и расчет взяли верх над мистическим очарованием. Стало ясно, что расположенный внизу интерьер уцелел, но уничтожены большая часть кровли, шпиль, часы, часть конструктивных элементов, внешний декор. Наверняка под рухнувшими конструкциями что-то погибло. Но основные святыни собора, говорят, не пострадали. Спустя неделю после случившегося специалисты говорят, что можно перевести дух: разрушения оказались не столь значительными, как это представлялось вначале. По счастливому стечению обстоятельств сохранились скульптуры, которые размещались по краю крыши. Буквально накануне пожара их сняли и увезли в реставрационную студию. Внутри собора нашли металлическую фигуру петуха, стоявшую на крыше. Петух упал вместе с рухнувшим куполом и тем не менее не получил значительных повреждений.
Специалист по средневековой архитектуре Нэнси Ву выражает оптимистичную уверенность, что французские архитекторы сумеют восстановить собор: главное, что уцелели реликвии и святыни. Собор еще горел, а в сетях уже обсуждали, предзнаменованием чего можно считать этот невиданный пожар. Но кроме весьма косвенных предсказаний Нострадамуса - даром, что он француз, никто ничего вспомнить не сумел. Нотр-Дам де Пари - главная христианская святыня Франции. И без преувеличения - одна из величайших святынь христианского мира. Это не только одно из крупнейших храмовых сооружений католической готики, но и один из старейших христианских храмов Европы. Представьте только! В прошлом году Нотр-Дам де Пари отметил 855-летие! И это один из узнаваемых символов Парижа, ставший таковым задолго до Лувра или постройки Эйфелевой башни. Это архитектурный, литературный, культурный и духовный символ сегодняшней цивилизации. Собор считают одним из самых известных памятников Европы, ежегодно его посещают 14 миллионов человек. Собор заложили по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в 1163 году. И строили почти двести лет - до 1345 года. Но и на протяжении последующих веков собор поднимали, достраивали, реконструировали многократно, если не сказать постоянно. Так что число тех, кто приложил сюда свои руки, невозможно назвать даже приблизительно. Алтарную часть освятили в 1182 году. Западный фасад и башни закончили во второй четверти XIII века. С 1235 года вносили большие изменения: обустроили часовни между контрфорсами нефа, увеличили размер трансепта - поперечного нефа, добавили часовни хора... В XIX веке отреставрировали поврежденную в революцию скульптурную часть, восстановили витражные розы и возвели новый шпиль вместо утраченного. В этом смысле сгоревший ныне шпиль можно считать новоделом. Каким был шпиль изначально, доподлинно неизвестно. Любопытно, как в ходе Французской революции (с 1789) один из самых ярких идеологов революции Максимилиан Робеспьер использовал Нотр-Дам. Одним из первых декретов он объявил собор “твердыней мракобесия” и заявил парижанам, что если они хотят избежать разрушения храма, должны уплатить Конвенту мзду “на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах!”. Парижане, понятно, скинулись. Но собор объявили Храмом Разума, а в июле 1793 года Конвент объявил, что “все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли”, и Робеспьер лично распорядился обезглавить “каменных королей, украшающих церкви”. Дело в том, что собор Нотр-Дам де Пари был не просто главным католическим храмом Франции, но и местом, откуда вышли шесть епископов, где короновали французских монархов и много веков хранилась одна из главных христианских реликвий, связанных с земной жизнью Иисуса, - Терновый венец Спасителя. То есть храм уже французским революционерам стал поперек деклараций. Но французы все же не стали стирать с лица земли часть своей истории и духовной жизни, как в другой ситуации поступили большевики.
Но вернемся к главной святыне собора - Терновому венцу, и тому, как она была обретена. Король Франции с 1226 по 1270 год Людовик IX, позже получивший второе имя Святой, в ходе одного из крестовых походов в 1239 году выкупил Терновый венец у венецианцев, заложенный Латинским императором Балдуином II за “половину Парижа” - 135 тысяч ливров, огромную по тем временам сумму. Затем король и его брат Робер д’Артуа - в простых рубахах и босые - несли раку с Терновым венцом, пока ликующий народ не встретил их в Париже. Позже в Париж привезли и частицу Креста Господня, Копье Лонгина (одно из Орудий Страстей, пика, которую римский воин Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на Кресте) и другие предметы-свидетели Ветхого и Нового заветов. Для хранения священных реликвий Людовик Святой повелел возвести в Париже особую часовню королевского двора Сент-Шапель, фундамент которой заложили в 1242 году. Но временным пристанищем для них стал городской собор Нотр-Дам де Пари. При пожаре в соборе 15 апреля 2019 года Терновый венец одним из первых вынесли из собора и разместили в мэрии Парижа. Четыре дня не было известий о другой православной святыне - Владимирской иконе Божией Матери, которую в 2007 году принес в дар собору патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своего визита во Францию. Многие прихожане и посетители собора молились перед ней и ставили свечи, икона особо почитаема не только среди потомков русских эмигрантов. В Лазареву субботу, 20 апреля, представитель Русской православной церкви при Совете Европы, настоятель храма Всех Святых в Страсбурге игумен Филипп (Рябых) получил от настоятеля Нотр-Дам де Пари Патрика Шове известие, что икона не получила повреждений. Технические особенности конструкции куполов и шпиля и способ их возведения до сегодняшнего дня оставались не до конца разгаданными. И теперь ответ на этот вопрос останется лишь в форме гипотез. Но помимо инженерных и архитектурных сооружений во время пожара оказалось утрачено большое число витражей. Цветное художественное стекло под воздействием высокой температуры и в процессе тушения осыпалось мелкими осколками, собрать которые в прежнюю картину не представляется возможным. В соборе установлен известный орган. Причем он сам также является не только большим, но и весьма старым музыкальным инструментом. Впервые большой орган установили в соборе в 1402 году, для чего использовали старый орган, поместив его в новый готический корпус. Затем в течение времени орган неоднократно достраивали и реконструировали. Наиболее важными были реставрации, реконструкции и расширения в 1733, 1788, 1960 годах, а также модернизация 1992 года, которая позволила полностью компьютеризировать орган. К этому времени орган уже расширили до 110 регистров. В его конструкции 7400 труб, примерно 900 из которых из инструмента времен Тьерри и Клико - реконструкций, соответственно, первой и второй трети XVIII века. И теперь это самый большой по числу регистров орган Франции. И хотя в ходе пожара орган не получил значительных повреждений, ему угрожает обвал одной из стен собора, оставшейся без надежной опоры. Эмануэль Макрон пообещал, что на восстановление собора потребуется не более пяти лет. К слову, восстановление может оказаться достаточно простым с технической точки зрения, поскольку собор хорошо изучен специалистами. Они как раз не так давно получили 3D-чертежи, созданные американским профессором Эндрю Телором, которые использовали в процессе начатой год назад реставрации. Ученый исследовал весь собор с помощью лазера и составил большой объем документов, которые теперь приобрели особое значение в судьбе Нотр-Дам де Пари. P.S. Известный французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт оценил стоимость восстановления примерно в миллиард евро. По словам Вильмотта, существует определенная расценка восстановления свода, реконструкции шпиля и ремонта внутреннего оформления собора. Во вторник мэр Парижа Анн Идальго сообщила, что власти города выделили 50 миллионов евро и хотят организовать международную конференцию с участием меценатов со всего мира, чтобы собрать средства, необходимые для восстановления собора. Самые крупные пожертвования - по 200 миллионов евро - готовы сделать семья основателей косметической компании L‘Oreal Беттанкур и семья Арно, владеющая группой производителя люксовых товаров LVMH. Сто миллионов евро выделит французский бизнесмен Франсуа-Анри Пино. Такую же сумму готова выделить и французская нефтегазовая корпорация Total. |