Ольга Шишанова Студентам колледжей грозит перспектива остаться безграмотными, потому что из государственных образовательных стандартов системы ТиПО планируют исключить изучение предметов среднего образования
Ситуация осложняется тем, что почти месяц назад, 9 января, уже утвердили план, предусматривающий проработку вопросов трудоустройства высвобождаемых преподавателей и мастеров производственного обучения. Проще говоря, кому-то из увольняемых учителей “повезет” и ему помогут трудоустроиться в другое учебное заведение, тогда как остальные просто окажутся на улице. Тем самым учащиеся колледжей останутся без изучения таких предметов обязательного общего среднего образования, как математика, история, литература. Это не может не вызывать обеспокоенность депутатского корпуса, руководителей отраслевых ассоциаций работодателей РК и ветеранов системы профессионально-технического образования. В Министерстве образования и науки РК, принимая такое решение, руководствовались тем, что “за счет общеобразовательных дисциплин можно увеличить количество часов практики”.
Между тем первым пунктом статьи 30 Конституции РК гражданам страны гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях, а среднее образование, согласно Конституции РК, и вовсе является обязательным. Кроме того, в Законе РК “Об образовании” закреплено, что “одним из уровней образования является среднее образование”, в понятие которого включили общее среднее образование, а также техническое и профессиональное. Таким образом, говорит депутат мажилиса парламента РК Бейбит Мамраев в своем депутатском запросе, эти планы противоречат конституционным нормам, нарушают нормы Закона РК “Об образовании”, серьезно ограничивая права граждан на получение среднего образования. “А увеличение количества часов практики за счет общеобразовательных дисциплин лишает доступа учащегося к полному объему знаний, определенному стандартами среднего образования. К увеличению часов практики не готовы и работодатели. Более того, такая ситуация может привести к снижению престижа у молодежи технического и профессионального образования, увеличению безграмотности среди молодежи, что идет вразрез с государственной политикой по подготовке кадров для отраслей экономики”, - убежден мажилисмен. И с этим утверждением трудно не согласиться, потому что развитие ТиПО, по сути, являющееся его возрождением после развала времен перестройки, вот уже на протяжении нескольких лет является одной из прерогатив государственной политики, нацеленной на серьезное развитие экономики. Потому что за более чем четверть века в стране появилось неимоверное количество юристов и экономистов, тогда как рабочие специальности просто канули в Лету, из-за чего Казахстану сегодня приходится привлекать зарубежных специалистов даже в такую отрасль, как строительство, не говоря уже о фабриках или заводах. Тогда как отечественных квалифицированных рабочих, по большому счету, нет уже давно. За последние 10 лет нововведения в систему образования республики вносили не менее двух десятков раз, однако сказать, чтобы это действительно благоприятно повлияло на повышение уровня грамотности подрастающего поколения, сложно. В то время как за рубежом практически 70 процентов рабочих специалистов имеют высшее образование (!). Этим достижением могут похвастаться такие страны, как Нидерланды, США, Германия, Канада. Может, МОН РК все-таки стоит прислушаться к заинтересованным сторонам и провести обсуждение проекта, который вызвал столь негативную реакцию в профессиональной среде? Приостановив для начала действие пункта 10 плана мероприятий ведомства, согласно которому преподавателей и мастеров производственного обучения освобождают от занимаемой должности...
Астана |