|
Ольга Шишанова Сенаторы настаивают на необходимости строительства завода по рециклингу (переработке) ПЭТ, который должны возвести в Таразе, тогда как правительство республики не торопится приступать к реализации этого проекта
Согласно статистике, ежегодно человек “вырабатывает” до 250 килограммов бытовых отходов. При этом в среднестатистическом мусорном баке около 25 процентов занимают пищевые отходы, 5-10 процентов - бумага (которую лучше было бы сдавать в макулатуру), 50 процентов - полимеры, а 15-20 процентов приходятся на металл, текстиль, резину, стекло и все остальное. В то же время, согласно исследованиям, жители Земли используют в год четыре триллиона полиэтиленовых пакетов, которые сегодня составляют 7-9 процентов всего производимого людьми мусора. Например, город с населением в 100 тысяч человек каждый месяц выбрасывает на свалку примерно 20 тонн пластиковых ПЭТ-бутылок.
Напомним, ПЭТ-тара - это полиэтилентерефталат, который используют для фасовки растительного масла, соусов, фруктовых соков, кисломолочных продуктов, минеральных вод, газированных напитков, пива, кваса, парфюмерии, бытовой химии и фармацевтической продукции. А поскольку с учетом того, что ПЭТ-тара разлагается более 150 лет, алюминиевая банка - полвека, а стекло не разлагается вообще, естественно, все это губительно сказывается на экологии. При этом больше половины отходов размещается, как правило, на стихийных и нелегальных свалках. И объем этот с каждым годом растет в геометрической прогрессии. И здесь Казахстану, пожалуй, стоило бы взять пример со стран Евросоюза, где пластиковый “полуфабрикат” после переработки давно применяют для создания новых вещей. Так, около 70 процентов всего вторичного ПЭТ в странах ЕС используют для производства волокон полиэстера. Волокна большого размера применяют как утеплитель спортивной одежды, спальных мешков, накопитель для мягких игрушек. Такие ткани могут содержать до 100 процентов вторичного материала. Например, для изготовления теплого свитера из искусственной шерсти требуется в среднем 25 переработанных ПЭТ-бутылок. И главное - все вещи из вторичного сырья, несмотря на расхожий стереотип, абсолютно безопасны для окружающей среды и человека. А все потому, что в развитых странах сбор, сортировка, утилизация отходов поставлены на качественный и эффективный уровень за счет обеспечения крупных городов необходимым количеством заводов по переработке мусора. Однако Казахстану, чтобы использовать этот положительный опыт, считают сенаторы, необходима мощная поддержка государственных структур, которая, к сожалению, в республике не всегда находит понимание, и помощь энтузиастам оказывается недостаточной. Тогда как за рубежом предприятия, занимающиеся производством и переработкой различной пластиковой тары, пользуются серьезной поддержкой государства. “В Казахстане сегодня классический путь удаления отходов сводится к цепочке “контейнер - мусоровоз - свалка - рекультивация”, и он очень неэффективен. Более того, потенциально опасен, так как даже тщательно обработанная и засыпанная почвой свалка является источником “свалочного газа”, который стимулирует парниковый эффект. В этой связи предлагаемый проект для реализации в Таразе, на наш взгляд, более чем актуален. Объем привлекаемых инвестиций составляет 4,2 миллиарда тенге, еще 207 миллионов тенге потребуется из республиканского бюджета, которые должны будут окупить себя в течение трех лет. Тогда как дислокацию завода в Таразе выбрали с учетом многих требований по энергопотреблению и логистике, рынков сбыта, близости границ сопредельных государств, что значительно увеличивает экспортный потенциал переработанной продукции из твердо-бытовых отходов”, - утверждает сенатор Едил Мамытбеков. Тем более что проект включили в карту индустриально-инновационного развития, госпрограмму “Дорожная карта бизнеса-2020”, и его одобрил региональный координационный совет Жамбылской области.
Астана |