|
Алан Байтенов В Казахстане стартует крупноузловая сборка вертолета Ми-8АМТ/Ми-171. Что примечательно, производство расположится на мощностях Авиаремонтного завода № 405 - он находится неподалеку от международного аэропорта города Алматы. Завод - одно из старейших предприятий города и наиболее продвинутое производственное объединение, что работает с машинами этого типа - помимо планового обслуживания и ремонта теперь добавляется производство вертолетов
Производство, точнее крупноузловую сборку этого типа вертолетов, организовали без привлечения бюджетных инвестиций. Это подчеркнуто в официальном сообщении Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности РК (МОАП). “Запуск сборочного производства вертолетов обеспечит значительное развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса, гражданской вертолетной индустрии, учебно-тренировочной базы”, - отмечено в официальном документе. Расскажем, что Ми-8АМТ - это гражданская версия военного варианта Ми-8МТВ. Известно, что эту машину с 1991 года производили на заводе в Улан-Удэ. Теперь, как уже говорили, - и в Алматы. Ми-8АМТ имеют несколько модификаций - это пассажирский, транспортный и поисково-спасательный. Особого внимания заслуживает версия с комфортабельным салоном. Мы установили - цены на семилетний вариант со всеми необходимыми сертификатами начинаются от 10 миллионов долларов США. При этом Ми-8АМТ с приставкой VIP считается аппаратом, так сказать, “устойчивого среднего класса”.
Кстати, этим версиям пророчат миссию (у нас в Казахстане) вертолета для чиновников. Мы в какой-то степени поддерживаем такую версию - учитывая состояние дорог в некоторых районах республики, вертолет порой является единственным вариантом, чтобы добраться до удаленного населенного пункта быстро и безопасно. Тем самым, возможно, отдаленные регионы страны теперь будут видеть гораздо чаще не только довольно крупных чиновников, но и, надеемся, медиков и спасателей. Иными словами, это соглашение с АО “Вертолеты России” Госкорпорации “Ростех” - реальное подтверждение следования курсу Программы развития малой авиации в Казахстане, которую объявили несколько лет назад. К слову, существует мнение, что воплощение указанной программы является куда менее затратным проектом по сравнению со строительством и обслуживанием дорог приемлемого качества в масштабах страны. Точнее - довольно простым и даже выгодным (создание рабочих мест, возможность экспорта техники) решением острой проблемы сообщения в условиях, так сказать, не самого “сытного” времени. Немаловажную роль в этом играют сравнительно низкая (с европейскими и американскими аналогами) стоимость обслуживания и относительная доступность запасных частей. Напомним, что вертолет Ми-8 является самым массовым двухдвигательным вертолетом не только на постсоветском пространстве, но и в мире. В открытых источниках отмечают, что с момента начала производства (первый полет выполнили в 1961 году, а производство началось в 1965 году) выпустили более 12 тысяч экземпляров различных модификаций. Конструкция машины Михаила Миля оказалась настолько удачной, что Ми-8 до сих пор в строю и, как видим, вполне конкурентоспособен. Конечно же, вертолет прошел серьезную модернизацию и сегодня соответствует всем международным стандартам. К слову, подписанию соглашения на производство вертолетов в Астане предшествовала договоренность глав государств Казахстана и России. Повторим, что среди эксплуатантов этой машины не только государственные учреждения, но и коммерческие авиакомпании. Распространенность Ми-8 делает его коммерчески привлекательным для небольших частных авиакомпаний, что в перспективе появятся в регионах страны. Впрочем, учитывая возможности машины, а именно способность перевозить не только пассажиров на борту, но и до четырех тонн полезного груза, машина отечественной сборки может серьезно сократить сроки доставки в масштабах республики. Иными словами, несколько изменить условия работы логистических компаний. Конечно же, не стоит забывать и о более приоритетных направлениях использования этих машин - спасательных работах и пожаротушении. Как известно, проблема лесных пожаров, то есть неконтролируемое распространение огня на больших площадях и в труднодоступных районах, для Казахстана является более чем актуальной проблемой, особенно в летний засушливый период. И переоценить возможности этой техники при наших, так сказать, ландшафтных условиях сложно. В официальном сообщении МОАП также отмечают: “Сейчас в странах Центральной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Европы, Латинской Америки и СНГ эксплуатируют более 1000 вертолетов этого типа в различных модификациях”. И спрос на эту машину, а следовательно, обслуживание и ремонт продолжают оставаться актуальными. |