Ольга Шишанова В начале нового года казахстанские аграрии вместо того, чтобы планировать урожай, раздумывают над тем, а будет ли он? И, если да, то каким? Причина проста - удобрений хватит не всем. А это может грозить возможным срывом будущей посевной кампании
С таким вопросом депутаты мажилиса парламента РК во главе с мажилисвумен Наринэ Микаелян обратились к премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву. Упомянутые риски оказались обусловлены тем, что приказом министра сельского хозяйства за № 310 от 17 июля 2018 года внесли изменения в п.2 приказа от 2015 года, которыми ввели новый порядок получения субсидий на удобрения. Это выражается в обязательном представлении с 1 января 2019 года в департаменты сельского хозяйства областей и МСХ РК электронных агрохимических картограмм на земельные участки, принадлежащие сельхозтоваропроизводителям. Раньше агрохимические картограммы составляли на каждые 70 гектаров, внесенные же изменения в приказ министра требуют для получения дотаций на удобрения проведения почвенных анализов на каждые 25 гектаров. Однако вплоть до сегодняшнего дня у аграриев отсутствует понимание порядка проведения агрохимического обследования. Во-первых, непонятно, кто будет давать рекомендации по дифференцированному внесению удобрений. Во-вторых, каким образом результаты агрохимического обследования будут регистрировать на информационной платформе субсидирования. По введенному положению агрохимические обследования должны проводить аккредитованные лаборатории, которых сегодня в Казахстане всего три. Это научно-производственный центр зернового хозяйства имени А.И. Бараева, Республиканский научно-методический центр агрохимической службы МСХ РК и Казахский НИИ земледелия и растениеводства. Остальные имеющиеся в республике около 20 организаций в той или иной степени могут проводить анализ почв, но они не сертифицированы. Потому-то в связи с новым порядком объем агрохимических обследований увеличится в 2,5 раза, также в дальнейшем необходимо обеспечивать цикличность обследования один раз в семь лет на богарных и один раз в пять лет на орошаемых землях. Но ближайшими периодами отбора проб почвы могут быть только весна и осень 2019 года, поскольку в зимнее время и в период после посевной невозможно их проведение. При этом около 80 процентов субсидируемых удобрений производят на отечественных заводах ТОО “КазФосфат” и АО “КазАзот”. Их реализацию осуществляют по удешевленной стоимости на основании утвержденных заявок с учетом требований наличия агрохимических анализов на каждые 25 гектаров земли. “В итоге к моменту основного периода приобретения удобрений в январе-мае 2019 года аграрии не смогут подать заявку на субсидирование по причине отсутствия новых агрохимических картограмм, а заводы соответственно не смогут отгрузить к посевной удешевленные удобрения в связи с тем, что нет утвержденных заявок и нет гарантий выделения субсидий. Это положение также может привести и к неосвоению бюджетных средств 2019 года”, - утверждает Микаелян. В итоге получается замкнутый круг, из которого пока не видно выхода. Разве что в срочном порядке правительству нужно пересмотреть введение требований по агрохимическим картограммам, перенеся их на 1 января 2020 года. Не забыв при этом обеспечить своевременное перечисление дотаций отечественным производителям удобрений для посевной 2019 года на ранее действовавших условиях. Иначе никто не сможет дать гарантий не только на качество будущего урожая, но и на его наличие.
Астана |