|
Алан Байтенов Великолепная новость - Казахстан под занавес минувшего года получил очередную, завершающую партию новейших истребителей Су-30СМ. Самолеты поставили в рамках контракта, который подписан в декабре 2015 года. Стоимость его - 10 миллиардов рублей (на момент подготовки материала 1 рубль - 5,5 тенге). Впрочем, поставки самолетов поколения “4+” продолжатся. В мае минувшего года Казахстан заказал еще серию новейших истребителей
Перелет на родной аэродром, получение новых истребителей становится хорошей предновогодней традицией. В конце 2017 года наша сторона также принимала заказанные боевые машины. Эта же партия машин заключительная в рамках упомянутого соглашения. Как нам стало известно, бортовые номера машин, которые прибыли - 09, 10, 11. Вылетели Су-30СМ 21 декабря 2018 года с аэродрома ПАО “НПК Иркут”. К сведению, это второй контракт. Первый, который подписали в апреле 2015 года, подразумевал поставку четырех современных боевых машин для воздушных сил Казахстана. Кстати, такая вот занятная подробность. По классификации НАТО Су-30 - Flanker-C. Если смотреть прямой дословный перевод, то у этого слова есть несколько вариантов - “мошенничество”, “обход”, “удар во фланг”, “охват”, “надувательство”. Собственно, по этому набору слов уже можно предположить, что имели в виду специалисты оппонирующего блока - этот самолет непредсказуем и чрезвычайно опасен. Но для своих, в смысле, для союзников - это Су-30СМ. И здесь все по-честному. Так вот, учитывая ТТХ истребителей и дружественные отношения со стратегическим партнером, Казахстан в мае 2017 года в рамках выставки КАДЕКС-2018 заказал еще партию современных машин. Неофициальные источники сообщают о восьми машинах, которые поставили в Казахстан по плану до 2020 года. Также есть неофициальная информация из открытых источников, что всего суммарно Казахстан заказал 31 самолет этой модификации. Ответственные за сделку - государственное предприятие “Казспецэкспорт” и уже упомянутое ПАО “Корпорация Иркут”. Помнится, на церемонии подписания контракта Арман Рамазанов, генеральный директор “Казспецэкспорт”, отметил: “Военно-техническое сотрудничество Казахстана и России служит интересам обоих государств и основано на прочной правовой базе, созданной в рамках Организации Договора о коллективной безопасности”. К слову, согласно информации, опубликованной на официальном сайте Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности, подписанное соглашение на поставку упомянутых машин осуществляется по внутренним российским ценам. По данным на 2012 год, этот самолет для ВВС России стоил около 50 миллионов долларов. Итак, машины благополучно прибыли в Казахстан. Как известно, этот новейший истребитель впервые поднялся в воздух в 2012 году. При этом Казахстан одним из первых начал его эксплуатацию всего через три года - в 2015 году. Это говорит в первую очередь о взаимном доверии: Казахстан не сомневается в компетентности инженеров, а российская сторона, по сути, передает современные технологии. Сегодня поколение истребителей “4+” является не только одним из самых передовых, но и, что не менее важно, проверенных на деле. Особенно на фоне того, что возможности “5-го” поколения истребителей при совершенно нескромном ценнике далеко за пределами необходимого уровня в условиях сегодняшней политической обстановки. Или же нет? Говоря о поколении истребителей “4+” и “4++”, возникает вопрос: а как же там обстоят дела с полноценным пятым поколением? Стоит ли сегодня тратиться на “4++” и тем более на “4+”? Ведь “оборонка” - это в первую очередь гонка на выживание... Вопрос очень сложный, и здесь стоит прислушаться к тому, что сегодня говорят военные эксперты. А они сходятся во мнении, что для повседневных задач пятое поколение истребителей сегодня избыточно. И именно они являются как раз следствием маркетинговой политики, рассчитанной на богатых клиентов. Тот же F-22 - единственный в мире “пятый” с опытом использования в том числе и на войне - сегодня снят с производства. Дорого - около 350 миллионов долларов за единицу, учитывая программу исследования. Так вот, советуют независимые эксперты, наиболее адекватный ответ на появление американских F-22 или F-35, а также китайского J-20 или российского Т-50 ПАК ФА, то есть “чистых пятерок”, - это разработка комплекса мер, которые сделают применение машин пятого поколения в бою бессмысленным. Здесь и ПВО, и, позвольте так сказать, истребители истребителей пятого поколения, которые могут увидеть “стелс” и отправить ракету, что гарантированно не собьется с курса, точно поразив цель. При этом машинам вовсе не обязательно обладать всеми характеристиками “пятерок”. И с этой задачей после определенной модернизации справятся все поколения близких нам “четверок” - Су-27, и Су-30, а также Миг-29 и тем более приблизившийся вплотную МиГ-35. Отчего независимые эксперты сходятся во мнении: Су-30СМ - это сегодня именно тот вариант, который называется “надежно и с запасом”.
Согласно информации из открытых источников, многоцелевой истребитель Су-30СМ (Flanker-С, по классификации НАТО) предназначен как для завоевания господства в воздухе, так и для нанесения ударов по наземным и надводным целям. Самолет оснащен двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ), что дает ему сверхконкурентную в своем классе маневренность. “Глаза” и “уши” этой версии машины - многофункциональная радиолокационная станция управления (РЛСУ) “Барс”. На борту истребитель несет ракеты класса “воздух - воздух” и высокоточное управляемое оружие класса “воздух - поверхность”. Разработка перспективных боеприпасов для Су-30СМ продолжается постоянно. Это является гарантией того, что самолет окажется “долгожителем” во всех смыслах этого понятия. |