ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Роль в глобальной истории События

Марта Рогова
Традиционно в западной историографии степные кочевые культуры ассоциируются с варварством. Что ж, здесь действительно в отличие от оседлых цивилизаций Европы, Китая и Ближнего Востока не было массового строительства городов с их урбанистическим развитием, не открывали городские университеты и не развивали стационарное ремесленничество. Отчасти это обусловлено ограниченностью территорий Запада и Востока и бескрайностью Великой степи. Но при этом кочевники дали всему миру очень многое, чем может и должна гордиться Великая степь - это и осмысляется в опубликованной вчера в СМИ новой статье президента Казахстана “Семь граней Великой степи”

“Если задуматься об истории немецкого, итальянского или индийского народов, то вполне справедливо возникает вопрос о соотношении территории и великих достижений этих народов в ходе тысячелетней истории. Конечно, Древний Рим и современная Италия - это не одно и то же, но итальянцы заслуженно гордятся своими корнями. Древние готы и современные немцы также не являются одним и тем же народом, но все они - часть огромного исторического наследия Германии”, - пишет Назарбаев в статье. Добавляя, что такой подход позволяет понять свои истоки и всю национальную историю во всей глубине и сложности.
“История Казахстана также должна быть понята с высоты современной науки, а не по ее отдельным фрагментам”, - говорится в статье президента. Так, “большинство протогосударственных объединений, о вкладе которых пойдет ниже речь, образовались на территории Казахстана, став одним из элементов этногенеза казахской нации”. “Те выдающиеся культурные достижения, о которых пойдет разговор, не были привнесены в степь, а в большинстве случаев родились именно на нашей земле и лишь затем распространились на Запад и Восток, Север и Юг”. “Исторические находки последних десятилетий отчетливо подтверждают неразрывную связь наших предков с самыми передовыми технологическими новациями своего времени и позволяют по-новому взглянуть на место Великой степи в глобальной истории”.
Например, именно в Великой степи люди впервые одомашнили и оседлали лошадь. “Одомашнивание лошади дало нашим предкам немыслимое на тот период превосходство, а в планетарном масштабе произвело крупнейшую революцию в хозяйстве и военном деле. Вместе с тем одомашнивание лошади положило начало культуре всадничества. Всадник на коне, в изобретенном здесь же седле со стременами, вооруженный луком, пикой либо саблей (и она рождена кочевой цивилизацией), стал своеобразным символом эпохи, когда на авансцену истории выходят могущественные империи, созданные кочевыми народами”. До прошлого века человечество пользовалось плодами той “великой технологической революции, пришедшей в мир с древней казахской земли”. Да и мощность современных автомобилей до сих пор меряют в лошадиных силах.
Важное “модное” достижение степной цивилизации - брюки и сапоги с каблуками. Это позволяло лучше держаться на коне во время боя. Кстати, доспехи - также изобретение степняков. Это уже потом в Европе защитную броню довели до изящного совершенства.

 

 

Промышленная обработка металлов также родом из Великой степи. “Еще в глубокой древности на землях Центрального, Северного и Восточного Казахстана возникли очаги горнорудного производства и выплавки бронзы, меди, свинца, железа, серебра и золота, изготовления листового железа. Наши предки постоянно развивали производство новых, более прочных металлов, что открывало им возможности для ускоренного технологического прогресса”, - пишет Н.А. Назарбаев.
Тяжелая металлургия соседствовала и с изяществом обработки металлов. Знаменитый “звериный стиль” как отражение стремления к гармоничному сосуществованию человека и природы также зародился на землях современного Казахстана. Наиболее ярким примером возможностей золотых дел мастеров древности можно считать “Золотого человека”, найденного в казахстанском Иссыке. Его даже называют “казахстанским Тутанхамоном”.
Великая степь стала прародительницей современного тюркского мира. Зародившись на Алтае и “освоив пространство в широких географических границах, тюрки сумели создать симбиоз кочевой и оседлой цивилизации, что привело к расцвету средневековых городов, которые стали центрами искусства, науки и мировой торговли. К примеру, средневековый Отырар дал человечеству одного из величайших умов мировой цивилизации Абу Насра аль-Фараби, в Туркестане жил и творил один из великих духовных лидеров тюркских народов Кожа Ахмет Яссауи”.
Великий Шелковый путь, и сегодня являющийся важным трансконтинентальным торговым маршрутом, - также наше прошлое. “Он стал устойчивой платформой для становления и развития глобального взаимообмена товарами и интеллектуального сотрудничества между народами, - пишет Н.А. Назарбаев. - Ключевыми посредниками важнейшей торговой магистрали древности и Средневековья, обеспечивающими безупречную организацию и безопасность транспортных артерий, стали насельники Великой степи. Степной пояс соединил китайскую, индийскую, персидскую, средиземноморскую, ближневосточную и славянскую цивилизации”.
Ну и, конечно же, Казахстан - это родина самого популярного в мире фрукта - яблока и самого известного в мире цветка - тюльпана. “Казахстан является хранителем прародительницы всех яблонь Земли - яблони Сиверса. Именно она подарила миру один из наиболее распространенных фруктов современности. Яблоки, которые мы знаем, - это генетические разновидности плодов нашего вида яблони. По древним маршрутам Шелкового пути от предгорий Заилийского Алатау на территории Казахстана оно попало в Средиземноморье и потом распространилось по всему свету. И как символ этой долгой истории популярного плода один из красивейших городов на юге нашей страны носит название “Алматы”. Собственно, здесь у нас, в Чу-Илийских горах, до сих пор можно встретить в первобытном виде жемчужину казахстанской флоры - тюльпаны Регеля. Эти прекрасные растения появились на нашей земле в полосе пустынь и предгорий Тянь-Шаня. Из казахской земли эти скромные, но необычные цветы постепенно расселились по всему свету, покорив своей красотой сердца многих народов”.
Все вышеперечисленное - это не просто красивые факты. Это то, что привнесли “кочевники-варвары” в “цивилизованный мир”. И о чем этот “цивилизованный мир” предпочел забыть или просто умолчать.
Нурсултан Назарбаев считает, что настало время поднять нашу историю не просто на уровень “исторической памяти народа”, но оформить в научно доказанный формат. И для этого предлагают провести масштабную работу по изучению архивных источников о прошлом Великой степи как в отечественных, так и в зарубежных архивах начиная с Античности. Семилетняя программа “Архив-2025” должна сфокусировать “поисково-исследовательскую работу специальных групп историков, архивистов, культурологов на системном и долгосрочном взаимодействии с отечественными и крупнейшими зарубежными архивами”. “Необходимо не только кропотливо собирать архивные данные, но и активно конвертировать их в цифровой формат, делая доступными для всех заинтересованных экспертов и широкой общественности”.
Глава государства призывал создать историко-археологическое движение при школах и краеведческих музеях во всех регионах страны как часть патриотического воспитания молодежи.
Одновременно с этим требуется популяризировать масштабные фигуры деятелей прошлых веков - это аль-Фараби и Яссауи, Кюль-Тегин и Бейбарс, Тауке и Абылай, Кенесары и Абай. Н.А. Назарбаев предложил создать учебно-образовательный парк-энциклопедию “Великие имена Великой степи”, в котором “под открытым небом будут представлены скульптурные памятники в честь наших знаменитых исторических деятелей и их достижений”, создать галерею образов великих мыслителей, поэтов и правителей прошлого в современной литературе, музыке, театре и изобразительном искусстве. И запустить научно-популярную серию “Выдающиеся личности Великой степи” - “Џлы Дала тџлғалары”, охватив широкий исторический горизонт (аналог ЖЗЛ).
Поскольку казахстанская земля - прародина тюрков, то, предложил Н.А. Назарбаев, нужно запустить проект “Тюркская цивилизация: от истоков к современности”, в рамках которого можно организовать Всемирный конгресс тюркологов в Астане в 2019 году и Дни культуры тюркских этносов, где в экспозициях музеев различных стран представят древнетюркские артефакты. Также важно создать единую онлайн-библиотеку общетюркских произведений по примеру Википедии, в качестве модератора которой может выступить Казахстан. В рамках этой работы будут популяризировать и Туркестан как сакральное место для всего тюркского мира.
Нельзя забывать и о культуре. Президент предложил создать музей древнего искусства и технологий Великой степи, в котором соберут образцы высокого искусства и технологий, в том числе изделия, выполненные в зверином стиле, убранство “Золотого человека”, предметы, отражающие процесс приручения лошади, развития металлургии, изготовления вооружения, снаряжения и другие артефакты.
Интересное предложение президента - создать общенациональный клуб исторических реконструкций “Великие цивилизации Великой степи” и проводить на его основе фестивали в Астане и регионах Казахстана по тематикам: древние саки, гунны, эпоха великих тюркских каганов.
Но самое главное (о чем не раз просили историки и активисты) - создать на месте развалин древнего Отрара “облагороженный” музей под открытым небом. “Интересен будет туристический проект по частичному восстановлению древнего города Отырара с воссозданием объектов городской среды - домов, улиц, общественных мест, водопровода, городской стены и так далее”, - пишет президент.
В рамках воссоздания древнего искусства Нурсултан Назарбаев предложил создать “Антологию степного фольклора”, в которой соберут лучшие образцы устного народного творчества наследников Великой степи за прошедшее тысячелетие - сказки, легенды, былины, предания, эпосы. Также выпустят сборник “Древние мотивы Великой степи” - коллекцию значимых произведений, созданных для традиционных казахских музыкальных инструментов: кобыза, домбры, сыбызгы, сазсырная.
“Фольклор и мелодии Великой степи должны обрести “новое дыхание” в современном цифровом формате. Для работы над этими проектами важно привлечь отечественных и иностранных профессионалов, способных не только систематизировать, но и актуализировать богатое наследие Степи”.
Ну и, конечно же, историю Великой степи необходимо перекладывать на современный лад для широкого потребителя. То есть снимать в кино. “В ближайшее время необходимо запустить в производство специальный цикл документально-постановочных фильмов, телевизионных сериалов и полнометражных художественных картин, демонстрирующих непрерывность цивилизационной истории Казахстана, - дал поручение Н.А. Назарбаев. - Работа над этими проектами должна осуществляться в рамках широкого международного сотрудничества с привлечением лучших отечественных и зарубежных сценаристов, режиссеров, актеров, продюсеров и других специалистов современной киноиндустрии”. При этом он поручил “максимально расширить жанровую составляющую новых исторических теле-, кинопроизведений, включив помимо приключенческих и мелодраматических мотивов популярные сегодня у зрителей элементы фэнтези и остросюжетных блокбастеров”. Благо мифов и фольклора для этих фэнтези в Степи более чем достаточно. Равно как и для формирования “культа национальных супергероев”, которых президент предложил “раскручивать” через детскую кинематографию и мультипликацию.
“Убежден, у народа, который помнит, ценит, гордится своей историей, великое будущее. Гордость за прошлое, прагматичная оценка настоящего и позитивный взгляд в будущее - вот залог успеха нашей страны”, - резюмировал президент Казахстана.
Остается только добавить, что все озвученные главой государства проекты - это, по сути, указания к действию для властей, которые должны будут включить их в новый план реализации обновленной программы “Рухани жаңғыру”.

 


В статье президента Казахстана “Семь граней Великой степи” президент, продолжая линию на сохранение и популяризацию исторических памятников и истории Казахстана, формулирует основные императивы, составляющие системное видение Великой степи. Осмысление истории Великой степи, по его мнению, должно быть комплексным и не сводиться только к “избирательному и конъюнктурному освещению того или иного события”, а сбалансированно и объективно отображать историческое прошлое. Как справедливо отмечает Н.А. Назарбаев, история не бывает только позитивной, но изобилует и трагическими, и героическими событиями, которые в совокупности и образуют многогранный и многослойный исторический процесс. Как отмечается в статье, “вопрос не в том, чтобы показать свое величие за счет принижения роли других народов. Главное, чтобы спокойно и объективно понять нашу роль в глобальной истории, опираясь на строгие научные факты”.
Изучение истории и осмысление роли народа, проживающего на территории современного Казахстана, позволяет понять не только сам процесс формирования этой общности, но и выявить основные модели поведения и императивы, его определяющие. Формирование современной гражданской общности в Казахстане определяется всем ходом исторических процессов, а также системой ценностей, выкристаллизовывавшихся на протяжении многих веков существования наших предков. Это не просто корни, это коды, которые объединяют все общество, выступают основой для казахстанской идентичности.
Так, например, ценностные нормы и поведенческие модели всаднический культуры кочевого мира составляют наиболее глубинный код, определяющий идентичность современного казахстанского общества. Великая степь - это олицетворение симбиоза кочевой и оседлой цивилизации, это развитие трансконтинентальных транспортных коридоров, это наша культура и историческое наследие, связывающие прошлое и современное Казахстана, определяющие будущее.
Роль и смысл истории сложно переоценить. Общее восприятие народом своей истории и наличие единой исторической памяти являются, во-первых, вопросом безопасности. Человек ощущает себя комфортно и в безопасности, если есть знание свого прошлого, корней и истоков. Это знание о себе, своем окружении, своем прошлом формируется историей как научной дисциплиной. И в этом контексте история человека, общности, государства является фактором безопасности.
Но осмысление исторического прошлого и понимание своей роли в истории являются также мощными факторами идентификации - формирования определенной человеческой общности. Посредством изучения истории познаются и интерпретируются те или иные феномены, факторы, процессы и явления, произошедшие в прошлом и влияющие на нас сегодняшних. Историческая память превращает прошлое в движение к настоящему, оставляя самые значимые для социума смыслы и ценности. Посредством исторических знаний из поколения в поколение передается определенная совокупность ценностей, символов и мифов, которая является системообразующим фактором идентификации и позиционирования себя по отношению к другим. Мы есть то, что есть наша история!

 

Ирина Черных,
главный научный сотрудник КИСИ при президенте РК, доктор исторических наук

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение