Азамат Горожанин Сразу несколько серьезных ДТП на минувшей и текущей неделе с участием пассажирского общественного транспорта дали повод для предположения, что такая серия неприятностей не может не остаться без внимания, например, комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию и других уполномоченных органов, осуществляющих контроль этой сферы
В некоторых случаях погибли люди. Отправляясь в дальнюю дорогу, они доверили свою жизнь перевозчику. Но для них эта поездка оказалась последней. Других она привела на больничную койку. Вечером 16 ноября в 130 километрах от Кызылорды столкнулись два пассажирских автобуса. В двух автобусах было 86 человек. С травмами различной степени тяжести 43 человека отправили в Кармакшинскую районную больницу, в Жалагашскую ЦРБ - еще шестерых. Пятерых пришлось увезти в областной медицинский центр. Остальным тридцати пассажирам оказали медицинскую помощь сразу и назначили амбулаторное лечение. Двое погибли на месте. Позже еще один, ребенок, скончался в больнице: травмы оказались несовместимы с жизнью. Другая новость того же ряда. Рейсовый автобус следовал из Новосибирска в Шымкент и столкнулся с грузовиком в Коченевском районе Новосибирской области. В салоне находились 46 граждан Казахстана. Автобус съехал в кювет и опрокинулся на бок. В этой аварии пострадали шесть человек. Их госпитализировали в центральную больницу Коченевского района. Оставшихся пассажиров эвакуировали в пункт временного размещения, организованный местной администрацией в кафе-гостинице. Позже всех пассажиров отправили к месту назначения резервным автобусом перевозчика. Пострадали казахстанцы и в другой аварии, которая стала следствием нарушения водителем автобуса правил переезда железнодорожных путей. Автобус и грузовой поезд столкнулись в Саратовской области. “В автобусе находились семь пассажиров, пятеро из них граждане Узбекистана, двое - Казахстана. Пять граждан Узбекистана погибли, двоих граждан Казахстана госпитализировали”, - говорится в сообщении комитета по ЧC МВД РК. Ситуацию взял на контроль губернатор Саратовской области. А в пресс-релизе Приволжской железной дороги (филиал РЖД) говорится, что причиной столкновения стало нарушение правил дорожного движения со стороны водителя автобуса: “При исправно действующей автоматической переездной сигнализации водитель пассажирского автобуса Mercedes выехал на железнодорожный переезд перед приближающимся грузовым поездом. Причина ДТП - грубое нарушение водителем автомобиля правил дорожного движения при пересечении железнодорожного переезда”. Впрочем, и без этого релиза можно утверждать, что любая “дуэль” автомобиля с поездом заканчивается плачевно именно для автомобиля. И всякий раз подобные происшествия вызывают только недоумение: неужели водитель всерьез рассчитывал, что проскочит? И, как порой бывает, очередная новость может стать ключиком, который открывает путь к ответу на вопрос: почему вообще оказались возможны эти досадные, а в отдельных случаях и трагические события? На международной конференции “Качество управления и культура обслуживания на городском транспорте” представители центра квалификации специалистов транспорта поведали, что около двух третей водителей автобусов в Алматы провалили тестирование на профпригодность и, стало быть, не подтвердили свою квалификацию. Менеджер центра квалификации специалистов транспорта Алматы Раушан Серикжан рассказала, что тестирование проходило с 21 по 31 октября. В нем участвовали 2100 водителей общественного транспорта. “У нас был пороговый балл - 40 процентов, - разъяснила менеджер. - Прошли тест всего 800 человек”. Анализируя столь высокий процент не сумевших пройти тестирование, специалисты одним из факторов назвали возраст водителей - от 45 лет и выше. То есть многие из них просто “давно не повторяли правила”. Кроме того, некоторые водители не умели пользоваться компьютером, что также повлияло на общую картину. Но большинство проваливших тесты, признают специалисты, не сумели уложиться в отведенное время. Им давали по минуте на ответ! Но водитель должен быстро реагировать на ситуацию, так как от долей секунды зависит человеческая жизнь. “Эти результаты не являются призывом к увольнению, потому что компьютер не может дать полную картину о человеке. Еще двести водителей пройдут тестирование до конца года”, - добавляет менеджер центра квалификации специалистов транспорта Раушан Серикжан. Руководитель центра Роза Бадаева считает, что аттестацию водителей необходимо проводить ежегодно. Это позволит улучшить кадровый состав и повысит квалификацию имеющихся водителей. “Сегодня много случайных людей в транспортной отрасли, а ведь мы доверяем им жизни”, - признает Роза Бадаева. Также стало известно, что только в Алматы не хватает примерно 500-700 водителей пассажирского транспорта. Но и берут далеко не каждого. Охотнее принимают опытных и бесконфликтных. И такой рекрутинг как раз и испытывает наибольшие трудности. Процесс обучения водителей любой категории у нас оказался преимущественно в частных руках. А процесс получения водительского удостоверения пока не сумели полностью избавить от заинтересованного участия самого экзаменатора. Как эти “невозможные” в условиях тотального технического наблюдения и контроля вещи удается сохранить, нам неведомо. Но способ “доить” экзаменуемых, насколько нам известно, есть. Хоть и трансформировался. Поэтому человеческий фактор сохраняет решающую роль даже там, где власти, приходится признать, уже достаточно много сделали для оптимизации общественного транспорта. Строят дороги, в городах внедряют целые системы распределения пассажирских потоков. Практически обновили автопарки. За движением будут наблюдать посредством интеллектуальной системы. Осталось лишь подтянуть квалификацию и ответственность человека за рулем. |