|
Алла Иванилова Согласно официальным прогнозам, к 2030 году население Астаны составит два миллиона человек. И столичные власти уже сейчас начали к этому готовиться
За 20 лет население столицы выросло более чем в три раза - с 300 тысяч человек в 1998 году оно достигло сегодня уровня 1 миллион 200 тысяч жителей. И хотя еще в 2016 году столичные власти заявили о том, что Астана стала городом-миллионником, чуть позже выяснили, что акимат ошибся в цифрах. Только спустя год - к июню 2017 года - комитет по статистике Министерства национальной экономики официально заявил, что население Астаны превысило один миллион. Прав оказался президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, когда в 2016 году предполагал, что миллионную отметку численности населения Астана достигнет в 2017 году - перед открытием ЭКСПО-2017. Главный город страны быстро развивается и растет. В этой связи глава государства поставил задачу системно и на перспективу сделать все необходимые работы по развитию города на два миллиона человек населения. Официально заявили, что эту отметку получится достичь в 2030 году, однако столичные власти уверены, что это произойдет раньше - в период между 2025 и 2030 годами. В этой связи разрабатывают мастер-план развития города. Определили пять мест застройки, в том числе в старом городе, которые в рамках шаговой доступности обеспечат общественным транспортном, магазинами, больницами, парками, садами. Первым делом это развитие дорожно-транспортной сети и транспортной мобильности. Система общественного транспорта включает в себя много проектов: платный паркинг, умные светофоры, Bus Lane, и сегодня это все реализуют. Значительную лепту внесет строительство линий легкорельсового транспорта (LRT), которое уже идет активными темпами в Астане. У городских властей есть несколько вариантов по LRT, которые зависят от загруженности городских районов. Чтобы “вместить” два миллиона жителей, власти намерены расширить столичные улицы. Сейчас этот вопрос находится на стадии обсуждения. В поле зрения чиновников попали такие улицы, как Асан Кайгы и бывшая Гастелло. Там много рынков, при этом улицы небольшие, рассчитаны на 30 тысяч машин в день, а фактически ежедневно ездят более 100 тысяч автомобилей. В этой связи улицу Асан Кайгы сделают восьмиполосной с эстакадами, в крайнем случае - шестиполосной от микрорайона Молодежный до улицы Богенбай батыра. Таким образом, “пробьют” улицы Кенесары и Сейфуллина. При этом старое мусульманское кладбище, расположенное по улице Асан Кайгы, власти обещали не трогать. На Левобережье проспект Кабанбай батыра от торгового дома “Рамстор” до аэропорта подвергнется реконструкции. Там будем шестиполосная дорога с развязками. Все работы планируют завершить в течение двух лет - в 2020 году. Также активно застраивают аллею Мынжылдык от Дворца Независимости до нового вокзала. В ближайшие пять лет там появится фактически целый город. Также будут застраивать линию вдоль ключевых улиц - Мангелик ел, Кабанбай батыра и Туран. По оценкам столичного акимата, вдоль этих двух районов будет проживать более 500 тысяч человек. В этой связи актуальное значение приобретают две дороги - Большое и Малое кольцо. Малое кольцо сейчас строят, и оно проходит от вокзала до улиц Бейсекова и Айтматова. Большое кольцо, проект которого реализует правительство, соединит объездную трассу К-1 за Пригородным и даст возможность “скидывать” транзит. Таким образом, автотраспорт, который едет из Акмолинской и Карагандинской областей, не будет заезжать в город, объезжая его по кольцевой дороге. Еще одну проблему, которая касается ливневой канализации, намерены решить городские власти. Таким образом, проблема подтоплений после дождя левого берега исчезнет. Негоже в перспективе двухмиллионному городу утопать в лужах. Чтобы этого не допустить, вопрос по ливневой канализации практически решили, осталось обустроить лишь несколько зон. Обещают это сделать до 2020 года. Если раньше вся вода приходила на проспект Туран, который утопал, словно Венеция, то теперь левый берег разделили на три сектора, построили три водозабора и новые очистные сооружения (на сегодня 31). При этом чиновники отметили, что ливневку рассчитывают только по площади водозабора - диаметр коллектора: ни больше, ни меньше. Учитывая, что в обозримом будущем в Астане будет проживать два миллиона, необходимо рационально подходить к использованию городского пространства. В этой связи планируют построить сеть надземных переходов между зданиями по аналогии с американской системой Skyway (“Небесный путь”). Предполагают, что зимой пути будут использовать в качестве теплых тоннелей, а летом на крыше перехода разобьют парк. Также звучат предложения строить надземные переходы, которые могут вместить лифты, переходы в теплые остановки и даже торгово-развлекательные центры, бизнес-центры и университеты. Также такой переход, закрывающий весь перекресток, станет аналогом станции метро, но только в реалиях Астаны в нем расположат мониторы о времени приезда автобусов. Кроме того, это инновационное решение, как уверены его авторы, мотивирует людей пользоваться общественным транспортом. Но главное достоинство в том, что проект можно реализовать в рамках государственно-частного партнерства и окупить в дальнейшем за счет коммерческих арендаторов.
Астана |