Алла Иванилова В ближайшем будущем в Казахстане запустят биометрический способ получения государственных услуг. Но, чтобы им воспользоваться, гражданам нужно будет предоставить свои данные - фото и отпечатки пальцев
Один из пилотных проектов госкорпорации “Правительство для граждан” предоставляет возможность получить доступ к госуслугам с помощью сканирования отпечатков пальцев или сетчатки глаза. Новую услугу планируют запустить уже в этом месяце. Причем это не обязаловка. Оставить свои биометрические данные казахстанцы могут по желанию. После на портале электронного правительства или через мобильное приложение можно авторизоваться через данные по двум параметрам - это фотоизображение и отпечатки пальцев - и получать государственные услуги. При этом председатель правления “Правительства для граждан” Аблайхан Оспанов заверил, что все персональные данные граждан будут защищены, как и любые другие данные, находящиеся в государственных базах. Проект пока введут в пилотном режиме, чтобы его протестировать и показать преимущества этого способа, а также для дальнейшего внесения изменений в законодательство. Кроме того, изменения коснутся электронно-цифровой подписи. Сегодня существует немало сложностей в ее получении: необходимо скачивать специальную программу NCLR, идти в ЦОН, чтобы идентифицировать себя. При этом ЭЦП действительна всего один год, и ее приходится постоянно обновлять. В этой связи рассматривают вопрос облегчения использования этой услуги.
Кроме того, предлагают продлить срок действия электронно-цифровой подписи до трех лет. В случае положительного решения эта норма заработает уже с августа текущего года. Также казахстанцы станут получать смс-сообщения при необходимом обновлении ЭЦП за месяц, за неделю и за один день. В этом случае необходимо прийти в ЦОН, обновить электронно-цифровую подпись, и все услуги вновь будут доступны. Еще одно новшество в предоставлении электронных услуг населению коснется категории инвалидов. Осенью этого года Министерство труда и социальной защиты населения планирует запустить на базе электронного правительства проактивную услугу по установлению инвалидности граждан. Такое решение вызвано тем, что для присвоения инвалидности человеку нужно обратиться в специальную комиссию, местные органы. После этого - в Центр обслуживания населения для получения необходимого вида пособия. Но уже в ряде пилотных проектов сейчас настраивают такую систему, что автоматически с отделов здравоохранения, поликлиник будут приходить все необходимые сведения, справки и лишнее звено исключится. Таким образом, комиссия самостоятельно, автоматически, без участия человека (личной явки) будет присваивать ему инвалидность, необходимые виды пособий и оборудование. Главное требование к оказанию этой услуги, чтобы все медицинские учреждения были готовы к передаче необходимых показаний пациентов. Для этого проводят техническую работу, а также вносят изменения в нормативно-правовые акты, которые примут поэтапно. Однако, несмотря на все “ноу-хау”, казахстанцы все еще мало пользуются услугами в электронном формате. По итогам 2017 года около 51 процента государственных услуг оказывалось в бумажном виде, тогда как большинство из них можно было получить онлайн. Отсутствует безопасный и простой механизм удаленного получения услуг, а по 311 госуслугам требуется повторное обращение в госкорпорацию. Эти недостатки обсуждают, и проблему решают. Так, с начала года рассмотрели 572 государственные услуги и разработали законопроект по внесению 88 изменений и дополнений в два кодекса и 16 законов в части совершенствования процедур при оказании государственных услуг. В частности, в конце июня совместно с АО “Национальные информационные технологии” запустили сервис по регистрации транспортных средств в онлайн-формате. Теперь при купле-продаже автомобиля не обязательно ходить в ЦОН, а достаточно пройти необходимую процедуру на портале электронного правительства. За 10 дней функционирования этой услуги зарегистрировано 20 заявлений. Один из примеров успешной работы электронных услуг - регистрация рождения ребенка проактивным способом. Теперь пять государственных услуг, связанных с рождением ребенка, можно получить “оптом”. С 29 декабря 2017 года зарегистрировали около 70 тысяч запросов с помощью смс-сообщений, поступающих роженицам. Много нареканий от населения на центры обслуживания населения. Принцип “одного окна” порой неэффективен, и казахстанцам приходится часами ожидать своей очереди. На недавно прошедшем в Астане круглом столе по вопросам развития электронного правительства и государственных услуг обсуждали этот вопрос. Некоторые участники высказали подозрения, что операторы в ЦОНах намеренно ухудшают сервис. В частности, об этом заявил председатель правления компании “Национальные информационные технологии” Асет Турысов. Он признал, что иногда система дает сбои - на каналах связи, из-за электропитания и других технических причин. Однако с каждым годом число таких сбоев уменьшается. При этом все тщательно разбирают. Часто бывают ошибки локальной сети, за которые уже ответственен сам ЦОН. “Иногда сами операторы говорят, что система зависает, а на самом деле все работает стабильно. Бывали и такие случаи”, - констатировал Турысов. Однако представители госкорпорации “Правительство для граждан” опровергли это. По словам руководителя департамента по связям с общественностью госкорпорации Мурата Жуманбая, ни одного факта плохой работы операторов не выявили, а всю их деятельность контролирует ситуационный центр. К слову, в год из государственного бюджета компании “Национальные информационные технологии” выделяют 35 миллиардов тенге. Из них на сопровождение электронного правительства тратят от 40 до 120 миллионов тенге, в зависимости от сложности выполняемых работ.
Справка “НП” Сегодня в реестре государственных услуг доступны 746 услуг, 621 из которых оказывают через госкорпорацию “Правительство для граждан”. На портале электронного правительства доступны 447 государственных услуг из общего реестра, до конца года 242 услуги планируют перевести в безальтернативный формат получения.
Астана |