|
Мадина Меирманова Реализация бюджетных средств ежегодно сопровождается опозданиями по, как утверждают чиновники, “объективным причинам”. В течение года планы освоения постоянно затягиваются, набирая огромную скорость к декабрю. Но, похоже, Кабмину надоело ждать. Минфин начинает отбирать деньги у “ленивых” министерств
После многих лет вытягивания денег из Нацфонда на разного рода антикризисные программы и стратегии роста в Казахстане вновь наступила пора затягивания поясов. Это, собственно, вполне отвечает контрцикличной экономической политике, придерживаться которой решили более 10 лет назад: тратить деньги в период кризиса и экономить в период роста. А потому на все программы, которые приняли, средства необходимо изыскивать из текущих источников. То есть из бюджета (и, разумеется, привлекать инвесторов, готовых вкладывать в Казахстан собственные финансы). Вполне логично, что при такой ситуации (когда планов потратить деньги гораздо больше, чем самих денег) на счету и в деле должен быть каждый тенге. Администраторы же бюджетных программ, привыкшие к довольно лояльной политике Минфина, модернизировать финансовое сознание особо не торопятся.
И вот по итогам мая выяснилось, что больше 58 миллиардов тенге зависли, оказавшись неосвоенными вовремя. То есть несколько министерств и ведомств, лидером которых было Минобороны с 17,2 несовоенными миллиардами, не сумели (в очередной раз) справиться с собствеными планами финансирования. Тогда, в начале июня, премьер поднимал на совещании руководителей отстающих ведомств, и они на голубом глазу заявляли, что за месяц все исправят. Премьер послушал, но не поверил. И дал поручение - все, что не работает на экономику (то есть остается на казначейских счетах и не осваивается вовремя), вернуть в бюджет. Все вернуть, увы, не получилось. Сумма неосвоения все еще высока и составляет более 36 миллиардов тенге. Минфин после месяца раздумий и подсчетов предложил сократить до 10 процентов средств от годовой суммы бюджетных программ тех ведомств, где вовремя не провели конкурсы (а это основная причина неосвоения - несвоевременное проведение конкурсных процедур). - В целом к сокращению подлежит 16 миллиардов тенге, - сообщил министр финансов Бахыт Султанов. - К примеру, по Министерству обороны 12,3 миллиарда тенге, Министерству сельского хозяйства - 1,9 миллиарда тенге, Министерству культуры и спорта - 116,9 миллиона тенге, до сих пор не провели конкурсы по расходам, выделенным при весеннем уточнении бюджета”. К сентябрю, судя по заявлению Султанова, сумма неосвоения не только не снизится, но, наоборот, может возрасти: Минфин выявил 46 миллиардов тенге, попадающих “в зону риска неосвоения”. Вероятнее всего, их также отберут у ведомств во время осеннего уточнения бюджета. Подобное обрезание, в принципе, в правительстве просходит каждый год во время уточнений бюджета: потенциально неосваиваемые до конца года расходы перераспределяются или вообще срезаются (как было на протяжении многих кризисных лет). Но, как правило, рассматривали итоги трех кварталов. Кроме того, сокращали лишь потенциально неосваиваемые до конца года средства. Подобную 10-процентную “карательную меру” в Казахстане применяют впервые. Подействует ли подобная финансовая встряска на администраторов бюджетных программ, пока не понятно. Но, судя по тому, что правительство решилось на то, чтобы отбирать оказавшиеся ненужными деньги, власти всерьез настроены на наведение порядка в процессах управления госденьгами.
Астана |