Ольга Шишанова Прежде чем выехать на отдых за пределы Казахстана, фонд экстренной помощи туристам за рубежом “Туристік Қамқор” призывает казахстанцев в обязательном порядке потребовать от туристических фирм специальный туристический код
Как известно, еще в конце 2016 года в Казахстане на законодательном уровне внедрили систему гарантирования прав граждан РК в сфере выездного туризма “Туристік Қамқор”. Эта мера оказалась принята в связи с участившимися случаями мошенничества со стороны представителей туристского рынка, когда по их вине большое количество туристов-казахстанцев оставались в зарубежных странах без проплаченного места размещения и обратного билета. Случаи не были единичными, согласно статистике, на протяжении последних восьми лет точно ежегодно фиксировалось, когда летний сезон сопровождался либо банкротством туроператора, либо мошенническими схемами, либо проблемами с чартерными авиакомпаниями. Итог - более 12 тысяч пострадавших за все это время, а сумма ущерба превысила десятки миллионов долларов. Поэтому создание фонда экстренной помощи казахстанцам за рубежом “Туристік Қамқор”, по мнению властей, должно было стать гарантом безопасного возврата казахстанских туристов на родину, для чего решили, что туроператору в сфере выездного туризма необходимо предоставить банковскую гарантию в размере пяти тысяч МРП (около 12 миллионов тенге). Для туроператоров-фрахтователей эта сумма составляет 15 тысяч МРП (около 36 миллионов тенге). При этом туроператор - участник фонда должен перечислять 0,5 МРП за каждого отправляемого туриста с присвоением ему специального туркода. Напомним, что туристический код состоит из 11-13 (в зависимости от страны выезда) буквенно-цифровых символов. Он присваивается автоматически при оформлении каждой путевки. В Казахстане туркод типовой, утвержден четырьмя министерствами и должен присутствовать на каждом туристском портале. Немаловажным окажется и договор между турагентством и туристом, который поможет в случае проблем и даже “не такого отдыха” защитить свои права последнему. “Если у туриста есть доказательства, что ему предоставлены услуги не того уровня, которые он оплатил, достаточно подать претензию в адрес турагента. Турагент пытается решить это с туроператором. Если вопрос не решается, нужно подавать в суд, потому что туроператор несет полную 100-процентную ответственность за уровень и качество этих услуг, которые прописаны в том самом договоре”, - подчеркивает председатель фонда Инна Рей. В противном случае, по ее словам, туроператор, продавший путевку без туркода, серьезно нарушает законодательство, и ни о каком безопасном отдыхе для потенциальных туристов речи не идет.
Однако, несмотря на то, что в казахстанской системе гарантирования зарегистрировано 59 туристических операторов и туроператоров-фрахтователей, предоставивших банковские гарантии, сегодня возникла серьезная проблема, потому что “эти компании готовы прекратить свое участие в фонде ввиду невозможности обеспечить 100-процентное участие рынка в этом фонде”, - говорит Инна Рей. А значит, туристам теперь необходимо самостоятельно и в обязательном порядке уточнять при обслуживании в какой-либо туристической компании, возможно ли при отправке их на отдых за рубеж присвоение туркода. Дело в том, что в Казахстане сейчас работают 1,5 тысячи туроператоров, многие из них зачастую принимают решение переквалифицироваться просто в турагентов с меньшей ответственностью. А также имеется около 60 компаний, которые принципиально отказываются вступать в фонд, и значит, ни о каких гарантиях безопасности с их стороны для туристов и речи быть не может. “До сих пор в наличии значительное количество компаний, которые не вступают в фонд и отправляют туристов на честном слове, хотя вступление в фонд и является обязательным для действующих туроператоров”, - сетует Инна Рей. Кстати, на остальных выезжающих, осуществляющих деловые поездки, выезды в командировку с личной целью, это требование не распространяется. Тем не менее за все время работы фонда “Туристік Қамқор” туркоды присвоили уже более 380 тысячам казахстанцев, и на сегодня в фонде на специальном счете в тенге аккумулировано более 400 миллионов тенге. “Причем все деньги можно использовать только по назначению”, - подчеркнули в фонде. И еще - будущим туристам стоит помнить, что фонд “Туристік Қамқор” - это не страховая компания. И поэтому за страховые случаи медицинского характера отвечают страховые компании по Закону “О страховании”. Фонд отвечает только за возврат туриста на родину, если он остается в чужой стране без обратного авиа- или железнодорожного билета, который входит в состав приобретенного туристического пакета у туроператора через турагента.
Астана |