Мадина Меирманова Министерство энергетики осторожничает, отказываясь называть сроки полного импортозамещения бензином и дизтопливом. В прошлом году глава ведомства говорил, что этого можно будет достичь со второй половины 2018 года, сейчас же аккуратно сообщает “в ближайшем будущем”. Когда это будущее наступит и почем в Казахстане будет литр бензина?
“В ближайшей перспективе наш рынок будет полностью насыщен отечественным продуктом”, - пообещал парламентариям глава Минэнерго Канат Бозумбаев. Ранее он сообщал более подробную дату: “Начиная с 2018 года Казахстан, со второй половины, сможет обеспечивать себя основными видами нефтепродуктов”. Точное “счастливое число” зависит от нескольких факторов: окончания модернизации Шымкентского НПЗ и автоматизации управления ремонтами трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов. Пока обеспеченность рынка отечественными нефтепродуктами составляет: по бензину - 90 процентов, по дизтопливу - 90 процентов, по авиакеросину - более 58 процентов. После окончания всех ремонтно-модернизационных процедур объем переработки нефти должен вырасти на 1,3 миллиона тонн и превысить 16 миллионов тонн в год. Впрочем, самообеспечение вряд ли положительно отразится на потребителях. На сегодня Казахстан входит в число стран с самым низким уровнем цен на ГСМ. По стоимости бензина Казахстан занимает 12-ю позицию с конца, по дизтопливу - 14-е место из 167 стран мира согласно данным рейтинга международного агентства “Глобал Петрол Прайсес”. Дешевле, чем у нас, бензин продают в Венесуэле, Иране, Кувейте, Туркменистане. Дизтопливо дешевле нашего также в Азербайджане и Саудовской Аравии. При этом стоимость бензина в соседней России (откуда идет импорт ГСМ в Казахстан) выше отечественной на 35-37 процентов. Разница в ценах, по словам Бозумбаева, является причиной высокой стоимости акцизов на казахстанские бензин и дизтопливо. По словам мажилисвумен Снежанны Имашевой, у нас акциз на бензин в два раза выше импортного, акцизы на дизтопливо - в 17 раз выше, чем акцизы на российское дизтопливо. Бозумбаев пообещал, что с момента полного импортозамещения правительство начнет движение в сторону снижения акциза. Правда, это будет означать, что либо казахстанское топливо станет дешевле и, соответственно, начнет “утекать” за рубеж (в ту же Россию, где литр бензина АИ-92, например, в переводе на нашу валюту стоит около 214-220 тенге), либо (при фиксации цены на нынешнем уровне) возрастет маржа производителей и посредников. В любом случае, даже при полном обеспечении рынка отечественными нефтепродуктами дешевле, чем сейчас, бензин стоить уже не будет. А вот подрасти цена вполне может. В прошлом году рост составил около 15 процентов, дизтоплива - более 23 процентов. Только в феврале этого года цены на ГСМ подскочили в среднем на 2-5 тенге. Традиционно причиной роста цен называют увязку продукции с мировой стоимостью нефти. Уже сейчас нефть торгуется в районе 79 долларов (средняя цена в 2017 году была 54 доллара за баррель марки Brent), и, по прогнозам ведущего независимого исследовательского центра нефтегазового рынка JBC energy, возобновление антииранских санкций и падение добычи в Венесуэле и Анголе вкупе с перебоями с поставками может спровоцировать рывок цен на нефть к 100 долларам. На фоне этих ожиданий Казахстан просчитывает сценарии строительства нового НПЗ. “По поручению главы государства создали рабочую группу для разработки предТЭО в целях определения местоположения завода, его параметров и финансирования в срок до второго полугодия”, - доложил министр депутатам. Добавив, что к осени правительство будет готово ответить на вопросы: где построят четвертый завод, какой мощности, какой объем инвестиций потребуется и какие продукты станет вырабатывать.
Астана |