Ольга Шишанова В Казахстане к 2022 году запланировали в полтора раза увеличить несырьевой экспорт - об этом в ходе очередного заседания правительства заявил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек
Подобный выбор в пользу несырьевого сектора сделали в республике не так давно, но, как видно, он себя пока оправдывает - так, в прошлом году именно благодаря несырьевому экспорту общая цифра экспорта выросла на 30 процентов. Хотя в прошлом году линейка экспортируемых товаров из Казахстана и превышала тысячу наименований, поставки шли в 123 страны, а в нынешнем году эта цифра упала до 800 позиций, уменьшив и число стран-экспортеров. Но при этом несколько странно звучит заявление министра нацэкономики Тимура Сулейменова по поводу того, что в Казахстане сегодня расширилась товарная линейка поставок на зарубежные рынки бытовой техники, автобусов, металлопрокатных изделий, строительных инструментов, растительных масел, сахарной и бумажной продукции. По меньшей мере двух последних наименований - точно. Потому как известно, что в Казахстане не далее как в прошлом году после сбора урожая наблюдался дефицит сахарной свеклы. Что же касается бумажной промышленности в республике, то она в буквальном смысле, к сожалению, и вовсе “дышит на ладан”, о чем мы неоднократно писали на страницах нашего издания.
Если исходить из географии как реального, так и потенциального экспорта, то можно заметить - сегодня основная доля экспорта товаров идет в страны, входящие в Таможенный союз, - более 55 процентов, 21 процент занимают страны ЕС, а услуги поставляются в Узбекистан и Таджикистан. Но и тут также все распределяют неравномерно - интерес к России в качестве страны потенциального экспорта у Казахстана значительно выше, чем в отношении той же Белоруссии, где цифра экспортируемых товаров в последнее время не превышает восьми процентов. Плюс, по мнению первого вице-министра сельского хозяйства РК Армана Евниева, в качестве первого места потенциального экспорта самый большой интерес для Казахстана вот уже не первый год представляет Китай. Если, конечно, удастся преодолеть все до сих пор непреодолимые барьеры, которые предъявляет эта страна к предполагаемому импорту из Казахстана, особенно касающемуся продуктов сельскохозяйственного назначения - баранины, меда, пшеницы. Высок интерес к поставкам из Казахстана также у Афганистана, Ирана и Ирака. К слову, Иран несколько лет назад ушел с зернового рынка республики, и пока договора, что составляли львиную долю экспорта казахстанского зерна в эту страну, до сих пор находятся на стадии рассмотрения - качество экспортируемой пшеницы все так же не соответствует предъявляемым иранской стороной необходимым требованиям. Разве пока вся надежда на предстоящий Астанинский экономический форум, на котором планируют подписать двустороннее соглашение в отношении свободной торговли между Ираном и Казахстаном. Однако самые болевые точки казахстанской Национальной экспортной стратегии, принятой в прошлом году, по-прежнему приходятся на транспортные проблемы, финансирование предприятий и стандарты технического регламента и регулирования, так и не доведенные до ума почти за 10 лет существования Таможенного союза. Более того, казахстанские экспортеры зачастую все так же не имеют информации по поводу существующего за рубежом спроса на определенные товары и услуги, об обязательных требованиях к поставляемой продукции со стороны потенциальных стран-экспортеров, не умеют или не знают, как пользоваться преференциями, указанными в двусторонних соглашениях о свободной торговле с другими странами.
Астана |