Ботагоз Омар
Планета Астана
Столичные чиновники не желают считаться с реалиями кризиса, намечая затратные проекты, которые в нынешних экономических условиях не вполне уместны. Так считает президент страны Нурсултан Назарбаев, который на прошлой неделе подверг критике не только нынешнее, но и прежнее руководство главного города страны
Третье в этом году совещание в столичном акимате с участием главы государства было посвящено вопросам застройки самого амбициозного города Казахстана. Однако вопреки традиции вместо очередных сооружений, готовых побить мировые рекорды по уникальности архитектуры, в центре внимания были менее приятные вопросы. Как отметил Нурсултан Назарбаев, уже сегодня в Астане выявляются проблемы нехватки энергетических мощностей.
“Электроэнергию мы покупаем для города со стороны, по теплу уже в текущем отопительном сезоне будут исчерпаны резервы на подключение новых мощностей”, - подчеркнул президент, поручив премьер-министру Кариму Масимову определиться с финансированием проектов по развитию теплоэнергетической системы Астаны.
Предложение столичного акима о необходимости строительства вокруг Астаны кольца линии электропередач (ЛЭП) мощностью 220 киловольт (на реализацию проекта потребуется 39 миллиардов тенге) не вызвало одобрения главы государства. Узнав о том, что этот проект пока находится в стадии разработки, глава государства дал распоряжение найти альтернативные варианты решения этого вопроса. “Всю степь хотите столбами, что ли, заставить? Подать в город электроэнергию необходимо, я понимаю, но надо же какие-то связки (связки между существующими линиями электропередачи. - “НП”) делать. Надо же экономить средства”.
Второй проект, предполагающий строительство магистрального водопровода от Канала имени Сатпаева до Астаны протяженностью 165 километров (на его прокладку требуется около 60 миллиардов тенге) тоже не получил поддержки. “Опять 160 километров. Кругом кризис, а вы размахнулись куда-то”, - возмутился президент. Он напомнил, что в самые трудные годы в Астане было построено Астанинское водохранилище за 25 миллионов долларов, и подчеркнул, что проблему нехватки воды надо решать, исходя из имеющихся ресурсов, постепенно увеличивая пропуск существующего водовода.
Критике подверглось и прежнее руководство города, когда речь зашла о необходимости завершения работы по переводу сбора воды из накопителя “Талдыколь” в накопитель “Карабидаик”. “Вы завалили всю программу вместе с Маминым (экс-акимом Астаны. -
“НП”) и до него. Давно надо было переносить “Талдыколь” в “Карабидаик”. Начали мембранной технологией заниматься - два года потеряли”, - пожурил глава государства.
В целом президент подчеркнул, что в Астане, в первую очередь, нужно развивать инфраструктуру. Как сообщил столичный градоначальник, в городе до 2011 года на концессионной основе будет запущен легкорельсовый транспорт, главной задачей которого является соединение железнодорожного вокзала с центром нового города. В связи с тем, что проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства, на первоначальном этапе из бюджета на его реализацию надо будет выделить 207 миллионов долларов США, что составляет 15 процентов от всей стоимости проекта с отсрочкой оставшегося платежа на 11 лет.
По подсчетам специалистов столичного акимата, начиная с 2011 года государство ежегодно должно будет оплачивать около 4 миллиардов тенге, причем дивиденды от этого проекта акимат начнет получать с 2022 года.
Астана |