Мадина Меирманова Через пару лет все казахстанцы столкнутся с необходимостью заполнять налоговые декларации. Причем будут отчитываться как по доходам, так и по всем расходам. Однако эксперты считают, что всеобщее декларирование вызовет в нашей стране немалые сложности
Декларирование доходов и расходов в классической форме предполагает наличие у декларантов всех подтверждающих документов. Если с доходами юридически проще - их можно отследить по налоговым отчислениям, то расходы необходимо сопровождать прикладыванием чеков. А значит, эти чеки нужно хранить весь год, а потом “подбивать” перед заполнением отчетных деклараций. Но казахстанцы не научились вести учет своих доходов, не то что хранить подтверждающие чеки. А потому введение всеобщего декларирования вызовет у граждан немалые трудности.
Начнем с доходов. При наличии в стране многочисленных “временных рабочих мест” это отнюдь не предполагает их работу исключительно в “белом поле”. Многие граждане, работая по “устному договору”, и деньги получают в конвертах, зарабатывая порой ничуть не меньше официальных зарплат. И, соответственно, тратя гораздо больше, нежели указано в налоговых отчетностях работодателей. При этом траты таких граждан явно не совпадают с “чистой отчетностью”. А это значит, что у фискальных органов может возникнуть ключевой вопрос: откуда деньги? Как раньше обещали, первая декларация будет “входная”. То есть граждане должны в ней перечислить имеющееся у них имущество - как движимое (деньги), так и недвижимое. А вот вторую декларацию уже будут изучать подробно: сколько заработали, сколько и на что потратили... И главное - откуда деньги взяли, если потратили больше, чем заработали за год и имели год назад? К слову, в этой схеме есть один важный плюс. Нечистым на руку гражданам будет сложнее записывать на родственников новые приобретения: машины, жилища, бизнес. В первую очередь потому, что теперь и родственникам придется отвечать на вопрос: где взяли деньги? Ответ “Взял взаймы” отныне будет необходимо подтверждать либо банковским соглашением, либо распиской от частного лица. Вот только потом и это частное лицо спросят: “А откуда деньги взял?”. В общем, круговая документальная порука. Теперь что касается расходов. Документальное подтверждение их может стать сложным барьером для большинства граждан. Потому как хранить чеки на покупки у нас не привыкли, выбрасывая их за ненадобностью. Но именно эти бумажки (равно как и договоры, счета-фактуры и прочую бухгалтерскую документацию) и будут требовать при декларировании расходов и доходов. Налоговые органы обещают, что декларированию будут подлежать лишь крупные приобретения (но вот насколько крупные - пока не сообщили). То есть требовать чеки за картошку не станут. Но хранить документы на покупку, например, шубы, телевизоров и стиральных машин, а уж тем более авто и недвижимости, придется. Чтобы указать их потом в декларациях. И вариант “я забыл” - уже не вариант. Даже если гражданин не указал крупную покупку, она обнаружится (равно как и происхождение денег на нее) по другим источникам. В фискальные органы стекается информация из банков, от нотариусов, риелторов, инвестиционных фондов... Да практически из всех служб и организаций, которые занимаются регистрацией сделок. А потому проследить не указанную гражданином сделку будет достаточно легко. Кроме того, есть обмен информацией о счетах и имуществе нерезидентов с другими странами. То есть отечественным фискалам от стран-партнеров будет поступать информация о наличии денег в банках и имущества (недвижимости, например) казахстанских граждан. Расхождение между доходами и расходами в пользу последних повлечет за собой значительное увеличение административных дел по уклонению от налогообложения. Это особенно для тех, кто сегодня предпочитает “работать на себя” без всяких юридических и фискальных заморочек, может стать достаточно болезненным. Поскольку во всем мире уклонение от налогов - одно из самых жестко наказываемых финансовых преступлений. И для неосведомленных “мелких предпринимателей” РК это станет этакой “шоковой терапией”. Равно как и для тех, кого сегодня называют самозанятыми, и кто, по неоднократному заявлению властей, не входит в число “порядочных налогоплательщиков”. Пока одни станут собирать чеки, другие (то есть власти) будут, по идее, подсчитывать дополнительную прибыль в бюджет. Впрочем, начаться это может не с 2020 года, на который перенесли запуск всеобщего декларирования, а к году 2022-му. После того как можно будет сравнить “входные” декларации с текущими.
Астана |