|
Мадина Меирманова Государственная программа “Нурлы жол” фактически явилась логическим продолжением всех антикризисных проектов развития инфраструктуры. Массовое строительство и ремонт автомагистралей должны в самые ближайшие годы превратить Казахстан в комфортное транзитное государство. А заодно простимулировать активизацию местного туризма
Если бы кризиса не было, то Казахстану его следовало бы придумать. Увы, но в “сытые годы” наша страна хоть и провозглашала себя логистическим хабом Центра Евразии, но дальше слов дело не заходило. Во время кризиса 2008-2010 годов антикризисные программы, целью которых было поддержать бизнес и создать временные рабочие места (постоянные в тот период массово сокращались), стали не только панацеей для экономики, но и положили начало действительному становлению Казахстана как транзитной и индустриальной территории. Именно в тот период в стране началось массовое обновление инфраструктуры - начиная от жилищно-коммунальной до энергетической и дорожной. Собственно, эти программы легли в основу всех последующих программ развития, которые разрабатывались правительством в последние 10 лет. И “Нурлы жол” в их числе.
В прошлом году на реализацию “Нурлы жол” выделили 472,8 миллиарда тенге, из которых освоили 470,8 миллиарда. Основную массу расходов направили на строительство и реконструкцию автодорог. Только в прошлом году реконструировали 4,4 тысячи километров. “Это рекордный показатель по сравнению с предыдущими годами, где в среднем реконструировали не более двух тысяч километров”, - заявил министр национальной экономики Тимур Сулейменов. Как сообщили в правительстве, на реконструкции автополотна работали 75 тысяч человек. Еще один важный показатель: 93 процента использовавшихся дорожно-строительных материалов - отечественного производства. То есть строительная отрасль страны получила (и, судя по планам, еще долго будет получать) стабильный заказ. В этом году рекордов по километражу пока не ожидается. Будет вестись реализация 23 автодорожных проектов общей протяженностью 2900 километров (Актобе - Кандыагаш - Макат - 455 километров, Жетыбай - Жанаозен - 73 километра, Узынагаш - Отар - 96 километров, Бурылбайтал - Курты - 85 километров, Атырау - Астрахань - 274 километра, и планируется начать реализацию проекта Балхаш - Бурылбайтал - 297 километров, Талдыкорган - Усть-Каменогорск - 763 километра, Калбатау - Майкапшагай - 415 километров, Мерке - Бурылбайтал - 266 километров, Юго-Западный обход Астаны - 33 километра, Курты - Бурылбайтал - 143 километра). Кроме того, наконец приступили к ремонту местной сети дорог. Общая стоимость финансирования этого направления в текущем году - 150 миллиардов тенге. Как заявил глава Министерства по инвестициями и развитию Женис Касымбек, в планах охватить ремонтными работами свыше четырех тысяч километров местных дорог “и к 2025 году улучшить состояние местной сети в хорошем и удовлетворительном состоянии до 85 процентов (на сегодня 66 процентов в хорошем и удовлетворительном состоянии)”. Еще один важный момент - правительство решает вопрос не только со строительством, но и с дальнейшим обслуживанием магистралей. Делать это планируют вводя платность дорог. В планах сделать платными трассы Астана - Темиртау, Алматы - Капшагай и Алматы - Хоргос (платность введут во втором квартале текущего года). Кроме того, платным проезд будет и по двум тысячам километров международного коридора Западная Европа - Западный Китай (Капшагай - Талдыкорган, Астана - Костанай - гр. РФ, Павлодар - гр. РФ, Актобе - Уральск - гр. РФ, Атырау - Доссор - Бейнеу - Акжигит - гр. Узбекистана, гр. РФ - Актобе - Кызылорда, Тараз - Кайнар, Щучинск - Кокшетау - Петропавловск - гр. РФ, Уральск - гр. РФ, Астана - Павлодар, Актау - Бейнеу, Кызылорда - Шымкент - Тараз, Шымкент - гр. Узбекистана). “В целом до 2020 года планируется увеличить платные дороги до 6,5 тысячи километров, что обеспечит ежегодными сборами около 30 миллиардов тенге”, - заявил Касымбек. Поскольку расстояния в Казахстане весьма существенные, то без придорожного сервиса даже суперсовременные автотрассы обойтись не могут. Из имеющихся сегодня почти двух тысяч лишь треть соответствует Национальному стандарту. Про международные власти вообще предпочитают не вспоминать. Но обещают, что до конца этого года хотя бы под национальный подведут еще 12 процентов придорожных объектов, доведя общее количество “приличных заведений” до 44 процентов от имеющихся. Произойдут преобразования на самой популярной у жителей и гостей столицы трассе Астана - Боровое (напомним, это единственная на сегодня платная магистраль, максимальную скорость движения на которой даже утвердили специальной выноской Закона о дорожно-транспортном движении). Здесь пообещали снести “экзотические” туалеты, которые весьма неприятно шокируют не только местных, но в первую очередь иностранных туристов. “Я вам обещаю, что эти туалеты пресловутые, о которых постоянно говорят, они нас не красят, мягко говоря, мы все их снесем, их не будет. Будут нормальные магазины, кафе, санузлы”, - пообещал осенью прошлого года аким Акмолинской области Малик Мурзалин. Причем это сделают, судя по обещаниям, уже к началу нового туристического сезона.
Астана |