|
Ольга Шишанова В Астане состоялось незабываемое и захватывающее зрелище - сражение ледовых гладиаторов из шести стран мира в первом этапе чемпионата мира по ледовому спидвею на арене столичного дворца “Алау”
Пока весь мир с придыханием следит за Олимпийскими играми в Южной Корее, а в России проходят многочисленные соревнования по зимним видам спорта в поддержку своих олимпийцев, в Казахстане, в Астане, впервые прошел первый этап чемпионата мира по ледовому спидвею. Зрелище незабываемое, захватывающее и впечатляющее, но снова, как обычно у нас бывает, собравшее до обидного мало болельщиков и даже почитателей этого вида спорта. Не в пример намного больше собирали их трибуны высокогорного катка “Медеу” в течение предыдущих трех лет, где проходили эти соревнования под патронажем казахстанской Федерации автомотоспорта. Однако природные катаклизмы заставили пересмотреть формат соревнований (благо не отказаться от них совсем). Точно так же, при огромном стечении народа, прошел в эти выходные второй, только командный, этап на стадионе российского Шадринска. Где буквально яблоку некуда было упасть от присутствующих там зрителей. Причем соревнования проводились не в столь комфортных условиях, как в Астане, в помещении закрытого ледового дворца, а под открытым небом.
И потому немного не понятно такое отношение в Астане, и даже во всем Казахстане, к столь зрелищным и командным видам спорта. Которые, прямо скажем, выживают - за счет спонсоров, “голого” энтузиазма организаторов и спортсменов и просто неравнодушных к развитию автомотоспорта в республике. Понятное дело, это не велогонки, не бокс и даже не футбол, которые не требуют особой экипировки, и соответственно, на них не нужно затрачивать много денег. Тогда как в автомотоспорте, для того чтобы получить отдачу, чтобы его развитие шло поэтапно и приносило не только дивиденды, но и известность стране на мировой арене, необходимо финансирование, пусть немалое, но вполне самоокупаемое. Особенно при должном развитии коллективной культуры таких мероприятий. Как это было, например, в советское время, когда автомотогонщики из Казахской ССР брали призовые места на международных соревнованиях. Потому что были условия, финансирование, заинтересованность в продвижении своих гонщиков на международной арене. Достаточно вспомнить прославленного казахстанского спортсмена Владимира Дарвина, который 21 раз становился чемпионом Казахской ССР по мотоспорту, трижды - чемпионом мира и пять раз - чемпионом СССР. Именно он поднял казахстанский мотоспорт на небывалую высоту в мире, чего сегодня, к сожалению, про автомотоспорт страны сказать пока нельзя. И дело тут не в отсутствии молодых талантливых мотогонщиков, а в отсутствии их поддержки и особенно финансирования, особенно на первоначальном этапе, когда оно важнее всего. Хотя, по заявлению МКС РК, еще с прошлого года в целях поддержки массового спорта на законодательном уровне закрепили новую модель финансирования видов спорта, основанную на их ранжировании и гарантирующую объективное и независимое распределение финансовых средств по приоритетным и популярным видам на всех уровнях. Однако республиканский автомотоспорт таким вниманием к своим дисциплинам пока похвастать не может. Возвращаясь к прошедшим соревнованиям, отметим, что в столь грандиозном событии, как чемпионат мира по мотогонкам на льду в Астане, приняли участие 16 самых именитых спортсменов, ледовых гонщиков, успешно прошедших отборочную квалификацию в шведском Эрншельдсвике в середине января. Кроме того, разыграли две так называемые “дикие карты”, благодаря которым страна-хозяйка, принимающая на своей территории соревнования, имела право заявить своего участника на этап турнира в своем же городе. Таким образом, за Казахстан выступали два ледовых бойца - Андрей Шишегов и Владимир Чеблоков. Андрей - чемпион Европы 2012 года, но в эти два дня соревнований ему не повезло. Он мог даже выйти в полуфинал, но помешали технические проблемы с мотоциклом. Трибуна со зрителями просто взорвалась, когда буквально метров за 20 до финиша, к которому Шишегов имел все шансы прийти первым, мотоцикл просто остановился. Это выглядело тем более грустно и непонятно, что у байков, предназначенных для ледовых мотогонок, тормоза отсутствуют напрочь, они в них просто не предусмотрены. Костанайскому гонщику Владимиру Чеблокову, бронзовому призеру чемпионата мира по спидвею в команде 1995 и 1996 годов, удалось переиграть на льду гонщика из Нидерландов Яспера Ивему, однако до полуфинала не удалось дойти и ему. Весь подиум, как и в прошлом году, снова заняли российские ледовые гонщики, первым из которых оказался Дмитрий Колтаков - неоднократный чемпион мира по ледовому спидвею. В первый день второе, а в итоге четвертое место занял ледовый боец из Швеции Мартин Хаарахилтунен, которого международная Федерация автомотоспорта моментально окрестила восходящей звездой ледовой арены, получившего боевое крещение в столице Казахстана.
Астана |