|
Константин Маскаев Сезон, природа и погода не должны влиять на качество топлива. Как и на его наличие. Увы, казахстанские автолюбители и профессиональные водители чаще всего наблюдают обратное: претензии и к качеству топлива, и к его наличию, особенно в сезон повышенного спроса. Три казахстанских нефтеперерабатывающих завода - довольно старые и весьма нагруженные предприятия. Нетрудно догадаться, что строили их совсем не под сегодняшний спрос. Эксплуатируют их весьма интенсивно, следовательно, вынуждены регулярно останавливать на текущее приведение производственных компонетов в порядок
В сентябре минувшего года вице-министру энергетики Асету Магауову в ходе пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций вновь пришлось отвечать на не самые приятные вопросы относительно дефицита отечественного топлива, который из года в год возникает вследствие сложившейся модернизационной политики. Вице-министр разъяснил, почему так сложилось, и выразил надежду, что в ближайшем будущем все изменится. Разнести время ремонта трех казахстанских НПЗ в правительстве планировали еще в начале 2017 года. Но, как водится, на практике произошла задержка. Ввод Павлодарского НПЗ в строй сдвинулся и “догнал” начало ремонтных работ на Атырауском НПЗ. Шымкентский же НПЗ, как известно, тоже претерпевает модернизацию, он сейчас на стадии монтажа и наладки нового оборудования. В рамках поездки, организованной Посольством Китайской Народной Республики в Казахстане на предприятия, которые модернизируют с использованием китайских инвестиций и технологий, мы рассказывали о проекте модернизации Шымкентского НПЗ.
Побывали мы и в Атырау, где нас познакомили с проектом, реализуемым на Атырауском НПЗ казахстанским филиалом китайской компании Sinopec Engineering Group (SEG), о чем следует рассказать подробнее, поскольку по завершении работ Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ) уже в этом году вернется на рынок в новом качестве: с новым топливом и новой продукцией. Здесь, например, перейдут на глубокую переработку нефти и производство ароматических углеводородов - бензола, параксилола и авиакеросина. Последняя позиция - весьма важный компонент внутреннего рынка, поскольку до недавнего времени отечественные предприятия покрывали лишь около 30 процентов потребностей - дефицит авиакеросина восполнялся за счет поставок с российских заводов. Китайская нефтехимическая компания Sinopec Engineering Group (SEG), выступающая подрядчиком работ по модернизации Атырауского НПЗ, входит в состав крупной нефтегазовой и нефтехимической корпорации из числа 500 лучших и крупнейших компаний мира и занимающей там третье место среди предприятий нефтегазового сектора. Казахстанским филиалом SEG она стала в феврале 2010 года. В модернизацию старейшего НПЗ республики китайская компания инвестировала более 1 миллиарда 130 миллионов долларов за счет кредита Эксимбанка Китая. Проект по строительству КПА - комплекса по производству ароматических углеводородов - называют ключевым проектом, реализуемым правительством Казахстана в целях увеличения глубины переработки сырой нефти внутри страны и повышения так называемого коэффициента самообеспечения внутреннего рынка продуктами нефтехимии и добавления возможностей экспорта химических продуктов. В проекте используется запатентованная технология французской компании Axens. Она эффективна и экологически безопасна. По реализации проекта на заводе в результате сложных технологических процессов в год смогут извлекать из нефти до 450 тысяч тонн ароматических углеводородов и до 500 тысяч тонн параксилола. Эти вещества являются важным сырьем для производства различных синтетических материалов, красителей, лаков, мастик, растворителей, физиологически активных веществ. Первую продукцию указанного ряда на установке CCR получили в апреле 2015 года. В декабре того же года начались пусконаладочные работы по всем объектам установки PX по производству параксилола. Спустя год государственная комиссия приняла объект. И, наконец, проект по производству комплекса глубокой преработки нефти на АНПЗ. Этот проект Sinopec Engineering, КазСтройСервис и ряд других предприятий, объединившихся в консорциум, начали в декабре 2012 года. Проект включает строительство комбинированной установки каталитического крекинга мощностью 2,43 миллиона тонн в год и ряд других объектов как на территории завода, так и за его пределами в рамках технологической цепочки. От его реализации ждут, что отечественного высокооктанового бензина, дизельного топлива и авиационного керосина, используемого в реактивных двигателях, станет достаточно. Причем выпускаемое топливо будет соответствовать экологическим требованиям не ниже Евро-5, повысится уровень технологии переработки нефти. Импорт высококачественных нефтепродуктов можно будет сократить. А в целях уменьшения эмиссии сернисных соединений в атмосферу - попутного и неизбежного продукта переработки нефти - предусмотрено и возведение комплексной установки по производству серы. В прежние времена из одной тонны нефти до 40 процентов уходило на мазут и топливо. Сегодняшняя модернизация позволит извлекать до 97 процентов полезного вещества в виде топлива и других веществ. К концу минувшего года проект завершили почти на 96 процентов, 16 декабря запустили первую установку. Помимо перспектив по получению продуктов нефтехимии реализация проектов способствовала обмену технологиями нефтепереработки между китайскими и казахстанскими специалистами. Перед китайской компанией поставили условия, в соответствии с которыми было необходимо привлечь к реализации проектов и дальнейшему производственному процессу максимальное количество местных жителей. Более 6700 местных сотрудников задействовали напрямую или косвенно. Немногим меньше половины прошли обучение различным дисциплинам в области нефтехимии и управления проектами. Заместитель генерального директора казахстанского филиала Sinopec Engineering Group Жалгас Ткенбаев трудился на госслужбе, был акимом Атырау. Уже семь лет руководит проектом с казахстанской стороны. Рассказывает, что многие казахстанцы, занятые в проекте, проходят обучение в Китае. Также на работу приняли 115 казахстанцев из числа выпускников китайских институтов. “Но и китайские специалисты учатся у наших специалистов, - говорит Ткенбаев. - Потому что АНПЗ хоть и старый, но очень сильный завод. Деления у нас нет: в пиковые времена до семисот иностранных специалистов работали и четыре тысячи казахстанцев, почти пять тысяч человек работали без конфликтов!” Теперь местные инженеры на достаточном для общения уровне читают и говорят по-китайски, хорошо понимают техническую литературу и термилоногию, сами способны обучать персонал и переводить на русский и казахский. На стадиях реализации проекта пришлось сопоставлять стандарты, принятые в Казахстане, России и Китае, и приводить их к международно принятым параметрам. В результате этого процесса создали базу казахстанских технических стандартов корпоративного уровня и архив материалов. Как следствие - внушительный объем сведений и технических резервов, которые можно использовать в будущих проектах в Казахстане. Параллельно на Атырауском НПЗ в минувшем году сумели досрочно завершить капитальный ремонт действующих линий. Причем провели его одновременно на всех установках завода. Это позволит перевести АНПЗ на трехлетний межремонтный цикл работы. |