|
Алла Иванилова С началом нового, 2018 года в Астане грядут очередные изменения в транспортной системе
Предъявите билет В минувшем году самая нашумевшая инициатива столичных властей - внедрение бесплатного проезда на общественном транспорте. Это так называемая система “Bus километр”, суть которой в том, что государство нанимает автопарки для оказания услуг населению и платит им независимо от того, сколько пассажиров они перевозят. При этом население должно ежемесячно платить взносы - 1,7 МРП (около 3857 тенге) - на развитие общественного транспорта, за так называемый “бесплатный” проезд, которые предлагалось включить в счета за коммунальные услуги. Причем взносы идут с квартиры, неважно, сколько там проживает человек, - тариф един для всех. Только в том случае, если жилье зарегистрировано на льготника, платить ничего не придется. Инициаторы этой идеи считают, что такой подход более выгодный. По их подсчетам, расходы средней семьи из двух взрослых и одного ребенка ежемесячно на общественный транспорт составляют минимум 9240 тенге, реально около 15 тысяч. А предложенная модель “стоит” максимум около четырех тысяч тенге. Однако горожане высказали свое недовольство этой инициативой. Многие недоумевали - почему должны оплачивать за проезд, если не пользуются общественным транспортом? При этом чиновники приводили свои доводы, что те горожане, у кого есть свой транспорт, таким образом будут оплачивать платные парковки и платный въезд. Но все это звучало неубедительно. И после поднявшейся шумихи о предложенной модели в акимате больше не говорили. Накануне новогодних праздников власти Астаны заявили, что с начала 2018 года в городе полностью перейдут на электронную систему оплаты проезда. Ранее действовавшие отрывные рулонные билеты больше не выдаются, что исключит теневой денежный оборот. При этом билеты, распечатанные с консоли водителя (валидатор около водителя), будут подтверждением. Все автобусы оснащены валидаторами, где можно производить оплату безналичным расчетом с помощью электронной транспортной карты ASTRA PLAT (ее стоимость 400 тенге), которую необходимо пополнять и валидировать. Предусмотрена возможность производить оплату помесячно. При этом чиновники предупреждают: если в автобусах валидатор выйдет из строя, его снимут с маршрутной линии либо поездка для пассажиров будет бесплатной. Снимают с автобусов, штрафуют и пассажиров, которые уклоняются от оплаты за проезд. В первые недели 2018 года в общественном транспорте проходил рейд по выявлению “зайцев”. Также наряду с этим с начала года отменены бумажные месячные проездные длительного пользования. Вместо них также пластиковая карта ASTRA PLAT. Цена проездных остается прежней - 7500 тенге. Все жители столицы, относящиеся к льготной категории, должны иметь именные электронные транспортные карты. Однако новый порядок вызвал беспорядок. Население жалуется на поведение кондукторов, а именно на неправомерную высадку и требования оплаты проезда льготниками, не имеющими именных транспортных карт. В первые дни января возникли большие очереди в центральной кассе департамента платежной системы. Столичный акимат просит горожан не создавать ажиотаж и заверяет, что наряду с именными транспортными картами так же будут действительны пенсионные книжки, удостоверения инвалидов и другие. То есть документы, подтверждающие статус льготника, по-прежнему дают право на бесплатный проезд в общественном транспорте. При этом в акимате объяснили, зачем вводится новый порядок. Это, прежде всего, должно избавить пассажиров льготной категории от необходимости предъявления кондуктору удостоверяющих документов и, как случается зачастую, доказывания их подлинности. Кроме этого внедрение такого механизма позволяет проводить достоверный расчет размеров возмещения убытков предприятий-перевозчиков, обеспечивающих провоз граждан, пользующихся правом бесплатного проезда. В Астане зарегистрировано более 110 тысяч граждан, имеющих право на льготный проезд в общественном транспорте. ТОО “Астана LRT” выдало около 72 242 льготных именных карт.
Место под солнцем На тысячу жителей в столице приходится около 345 единиц личного автотранспорта. Это значит, что им пользуются 64 процента астанчан, из которых 24 процента постоянно сталкиваются с проблемой парковки автомобиля. Количество машин растет, парковочные места - нет. Власти пытаются решить эту проблему за счет строительства паркингов на основе государственно-частного партнерства, но пока эти проекты только в разработке. Между тем в 2017 году в столице зарегистрировано 4124 нарушения, связанных с неправильной парковкой автотранспорта. В поисках свободных мест автолюбители оставляют свои машины на тротуарах, проезжей части дорог, на местах для инвалидов, на детских, спортивных площадках и клумбах. Не останавливают водителей и штрафы от трех МРП и выше. За прошлый год автовладельцам выписаны штрафы на 56,5 миллиона тенге. Однако в бюджет поступило чуть больше 49 миллионов. Для решения этой ситуации в Астане началась реализация проекта по внедрению платных парковок “Управление парковочным пространством Астаны”. Разработать его помогли международные консультанты PWC (Pricewaterhouse Coopers). Они провели анализ парковочных мест рядом с жилыми комплексами, офисными зданиями, торговыми центрами. Объектами исследования стали паркинги и придомовая территория жилых комплексов по улицам Туркестан, Достык, Мангилик ел и на бульваре Нуржол. Мониторинг велся с 7 часов утра до 2 часов ночи на наиболее загруженных участках. Одной из самых “загруженных” парковочных зон в Астане является бульвар Нуржол. Это новый “золотой квадрат”, где расположены главные административные здания столицы, крупные торгово-развлекательные центры. Найти здесь свободное парковочное место после девяти утра почти невозможно. Загруженными являются участки возле торгово-развлекательного центра “Керуен” и около ЖК “Нурсая”. Поэтому первый этап проекта по внедрению платных парковок реализуют на бульваре Нуржол. На этой территории обустроены 472 парковочных места, нанесена дорожная разметка, установлены информационные щиты и 12 паркоматов. Контроль над предоставлением услуг и обеспечением слаженной работы всей системы осуществляет диспетчерский центр. Уже протестирована пилотная версия, изучены все плюсы и возможные минусы. В целом в течение этого года в трех столичных районах создадут более девяти тысяч машиномест. Стоимость одного часа парковки с 8 утра до 8 вечера - 100 тенге. Оплата производится в течение первых 30 минут с начала сессии. В выходные и праздничные дни парковки бесплатны. Для оплаты парковки автолюбителям предложено несколько вариантов: наличными или банковской картой через паркомат, посредством SMS, через личный кабинет, терминалы “Касса 24” и с использованием специального мобильного приложения. Контроль оплаты производится по данным, зафиксированным с помощью мобильных сертифицированных комплексов фотофиксации. Право на бесплатное пользование услугами парковки имеют ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды первой и второй групп на специально выделенных местах, награжденные орденами “Алтын ћыран” и “Халыћ ћањарманы”, многодетные матери, награжденные подвесками “Алтын алћа” и “Кџмiс алћа”, пострадавшие от испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне, а также ветераны и инвалиды в Афганистане и локальных боевых действий. Также на территории автопарковок бесплатно размещаются транспортные средства экстренных оперативных служб (скорой медицинской помощи, Министерства внутренних дел, военной полиции Вооруженных сил, Комитета национальной безопасности), имеющих соответствующие опознавательные знаки, цветографическую окраску и надписи. В столичном акимате уверены, что этот проект позволит разгрузить транспортные магистрали от стихийных парковок и, соответственно, значительно снизит заторы на оживленных улицах, а также обеспечит доступ к парковочному пространству большему количеству водителей. В городе уже есть позитивный пример - платная парковка на территории железнодорожного вокзала “Астана”. Проходимость автотранспорта здесь увеличилась в разы, уменьшились пробки. Теперь водители не колесят по несколько кругов в поисках свободных мест, которые круглосуточно занимали многочисленные нелегальные таксисты.
Такси для чиновников Еще одно новшество - с этого года столичный акимат планирует вместо служебных автомобилей перейти на обслуживание такси, что позволит сэкономить бюджетные средства. В 2018 году проектом охватят все автомобили городской администрации. В 2019 году - микроавтобусы и специальную технику квазигосударственного сектора акимата. Стоит отметить, что ранее приняли решение перевести на газ около 500 автомобилей такси. На 150 автомобилях уже установлено газобаллонное оборудование. Кроме того, планируется внести изменения и дополнения в нормативный правовой акт в части применения единой цветовой гаммы для госномеров такси. Акиматом подготовлен проект сравнительной таблицы к проекту приказа министра внутренних дел Казахстана от 19 декабря 2015 года в МВД о необходимости внесения дополнений. Мировая практика показывает, что во всех развитых странах мира применяется единая цветовая гамма для государственных регистрационных номерных знаков транспортных средств такси, осуществляющих легальные перевозки пассажиров и багажа. Подобные нововведения, по словам чиновников, позволят пассажирам и контролирующим органам идентифицировать официальное такси среди нелегальных извозчиков.
Астана
|