Константин Маскаев В Казахстане серьезно нацелились в обозримом будущем приняться за внедрение “зеленых” технологий. Президент страны не так давно напомнил чиновникам в правительстве, с какой целью не так давно в Астане проводилось ЭКСПО. “Я не забуду, имейте в виду! - заверил Нурсултан Назарбаев. - Нам пришли показать самые лучшие достижения мира по альтернативным технологиям... Правительству нужно выстроить системную работу по практичному применению и использованию этих инноваций”. Но то, о чем в правительстве могли и “подзабыть” в ожидании очередной отмашки, уже реализуют в секторе реальной экономики. Во всяком случае, до двухсот автомобилей, работающих на электричестве, в Костанае обещают поставить на рынок до конца текущего года
Речь об одном из казахстанских предприятий, где производят сборку автомобилей нескольких известных марок - заводе “СарыаркаАвтоПром”. Электромобили разработаны в Китае и носят название JAC. Журналисты получили возможность увидеть и продукцию, и само производство в ходе поездки, организованной посольством КНР. Знакомились с предприятиями, которые построены или модернизируются на территории Казахстана с участием китайских инвестиций. Электромобиль, который теперь собирают в Казахстане, можно сказать, открывает новую страницу в истории отечественного автопрома, пусть и совместного. В следующем году завод сможет выпустить до пятисот легковых электромобилей. Но вместе с появлением на дорогах этих безтопливных машин новая страница должна быть открыта и в структуре дорожного сервиса. Автомобиль, двигатель которого работает от электричества, нужно заряжать. Поэтому в столице Казахстана и в Алматы добавятся общественные зарядные станции (по 40 в каждом из этих двух городов). В Астане одна уже есть. Одновременно там можно заряжать четыре автомобиля. Десяток таких станций в Алматы.
И первой трассой, где это также сделают, станет шоссе Астана - Алматы. Планируют поставить два десятка станций. Со временем такие станции появятся и в других городах, и на других направлениях. Возможность же заряжать автомобиль в собственном дворе владельцу доступна и сегодня. Модель электромобиля JAC, собираемую в Казахстане, китайские и отечественные инженеры постарались максимально адаптировать к местным климатическим условиям, чтобы облегчить проблему выбора потенциальному владельцу. Помимо “электрички” с конвейера завода ежедневно сходят и бензиновые модели JAC, пятидверные, полутора- и двухлитровые кроссоверы S3 и S5, соответствующие экологическому стандарту Euro IV. На заводе налажено сварочное и сборочное производство. Кузов кроссовера полностью сваривают из отштампованных на другом заводе деталей, производят его полную окраску, инсталлируют двигатель, агрегаты, трансмиссию, шасси, монтируют электропроводку и приборы, комплектуют салон... То есть производят полную технологическую сборку автомобиля. На предприятии трудятся местные инженеры, слесари-сборщики и другие рабочие. Существует и свое заводское конструкторское бюро, где разрабатывают оснастку производственных линий. Непременно следует упомянуть, что это предприятие в Костанае разместили на площадях другого завода, который едва успел вступить в строй незадолго до начала распада Советского Союза. Датой создания завода принято считать 1982 год, когда постановлением правительства СССР в Костанае приступили к строительству завода по производству семейства лицензионных дизельных двигателей. На заводе говорят, что строительство предприятия стало возможным благодаря личному участию Нурсултана Назарбаева, который тогда отстоял это решение в Совмине СССР. К 1992 году построили и запустили первую очередь завода для производства двигателей “Урал-744” в год. Проект выполнили на 85 процентов. В непростое для промышленности время завод удалось сохранить. В марте 2003 года “АгромашХолдинг” путем аукционных торгов обзавелся активами обанкротившегося Костанайского дизельного завода и в апреле 2004-го запустил производство. Собирали двигатели А-01М, А-41. В 2006 году начали серийно производить новые узлы и агрегаты двигателей, освоили и поставили на поток сборку гусеничных сельскохозяйственных тракторов ХТЗ 181 и комбайна “Енисей-1200-1НМ”. А осенью 2010 года начали собирать автомобили SsangYong с потенциальным объемом выпуска 7500 автомобилей в год. Сейчас линейку выпускаемой продукции расширили благодаря сотрудничеству с шестью крупнейшими мировыми автобрендами. И теперь “СарыаркаАвтоПром” производит легковые машины SsangYong, Peugeot, Hyundai, Ravon, Chevrolet Niva и JAC, а также коммерческую технику и автобусы IVECO и ANKAI. Сейчас завод располагает современными мощностями, которые позволяют производить до 50 тысяч автомобилей в год. В уходящем году китайская государственная компания инвестировала в казахстанское автопроизводство 7,5 миллиарда тенге. Эти деньги инвесторы из китайской государственной компании China National Vehicles Import & Export Corporation (СМС) вложили в модернизацию универсальной производственной линии автозавода. При этом казахстанская сторона на модернизацию производства не потратила ни одного тенге из государственных средств. Компания приступила к полноценному производству автомобилей JAC и работает над созданием национального бренда. Переход на производство полного цикла позволит костанайскому автопроизводителю реализовать приоритетную цель по повышению доли казахстанского содержания за счет местного выпуска компонентов. |