Алла Иванилова Программа инфраструктурного развития страны “Нұрлы жол” реализуется с большими сложностями. И одна из главных проблем - нерасторопность исполнителей, которые тянут с освоением выделенных денег. В Министерстве финансов считают, что уже возникли даже “риски по полному освоению средств”
Программа “Нұрлы жол” - “Путь в будущее” на 2015 - 2019 годы впервые была озвучена лидером страны в Послании народу три года назад. Намеченные в программе свершения весьма обширны и охватывают многие отрасли - от строительства дорог и школ, модернизации систем тепло- и водоснабжения, а также водоотведения до поддержки предпринимательства. Однако на деле обозначенные планы реализуются неэффективно. Причем деньги на их воплощение есть, а энтузиазма у исполнителей, видимо, недостаточно. Недавно на заседании правительства рассмотрели ход реализации этой госпрограммы, и выяснились некоторые интересные подробности. В целом на ее реализацию в текущем году за счет всех источников предусмотрено 484,2 миллиарда тенге, из которых на 1 июля 2017 года освоено только 126,5 миллиарда тенге. В частности, средства крайне медленно осваиваются по двум направлениям. Одно из них - модернизация систем тепло-, водоснабжения и водоотведения. В этом году из Нацфонда на эти цели предусмотрено 53 миллиарда тенге, что позволит в 2017-2018 годы построить и реконструировать около 1248 километров сетей. Акимы свою задачу выполнили, выдав субъектам естественной монополии бюджетные кредиты в размере 29,3 миллиарда тенге (на 1 июля 2017 года). Однако те не спешат найти применение деньгам - освоено всего лишь 3,2 миллиарда тенге. Министр национальной экономики Тимур Сулейменов считает, что необходимо “разобраться в причинах медленного освоения” и в случае необходимости “принять поддерживающие меры”. При этом министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек сообщил, что разбирательства уже ведутся и если субъекты естественных монополий в двухнедельный срок не найдут применение деньгам, то будет ставиться вопрос об их распределении на другие проекты.
|
Министр национальной экономики Тимур Сулейменов
|
Кроме того, в регионах не спешат осваивать деньги, выделенные на развитие инфраструктуры сферы образования. В частности, на эти цели предусмотрено 71,7 миллиарда тенге на строительство 109 объектов образования - 53 переходящих и 56 новых. До конца года планируется введение 70 новых объектов. По состоянию на 1 июля текущего года в местные бюджеты перечислено 30,4 миллиарда тенге, которые освоены в полном объеме. При этом из 70 объектов в эксплуатацию введено всего пять - три школы на 1150 мест в Жамбылской, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях и два детских сада в Мангистауской и Восточно-Казахстанской областях. Как объяснил министр образования и науки Ерлан Сагадиев, “неисполнение сложилось в результате обжалования в некоторых регионах конкурса о государственных закупках и экономии в результате проведения государственных закупок”. Акиматы обещают проработать данную ситуацию и в скором времени продолжить приостановленные работы. Министр надеется, что сроки по введению в эксплуатацию школ и детских садов будут исполнены. Самым же успешным направлением программы “Нұрлы жол” можно считать строительство дорог. В 2017 году предусмотрена реализация 22 автодорожных проектов общей протяженностью 4,4 тысячи километров и стоимостью 356 миллиардов тенге. По проекту “Центр - Юг” в 2016 году завершена реконструкция участков Астана - Темиртау и Алматы - Капшагай общей протяженностью 275 километров. Также полностью завершена реконструкция автодороги Астана - Костанай и участка Актобе - Карабутак - Денисовка. В этом году на реализацию проекта выделено 106 миллиардов тенге. Работами будут охвачены 675 километров дорог, планируется обеспечить четырехполосное движение на 230 километрах участка Астана - Павлодар, а также завершить последний участок протяженностью 36 километров на отрезке Семей - Калбатау. В 2018 году проект выйдет на финишную прямую. Также в этом году начнется реконструкция автодорог Актобе - Атырау - Астрахань и завершится строительство Бейнеу - Актау. Продолжается реконструкция участка Темиртау - Караганда протяженностью 14 километров, который планируют завершить в 2018 году. Приступили к реализации участка Курты - Бурылбайтал протяженностью 228 километров, строительство финансируют Всемирный и Европейский банки. Также за счет бюджета до конца третьего квартала планируется начать строительство и реконструкцию Северо-Восточного обхода Караганды. А в 2018 году начнется строительство на участке Балхаш - Бурылбайтал за счет Всемирного банка и Курты - Капшагай, в 2019 году - Караганда - Балхаш. До 2020 года планируется также завершить участок Денисовка - Костанай. В целом протяженность автомобильных дорог общего пользования в Казахстане составляет 96,5 тысячи километров. Восемьдесят пять процентов дорог республиканского значения, а с 2010 года реконструировано и капитально отремонтировано около пяти тысяч километров, они в хорошем и удовлетворительном состоянии. Такие же оценки получили 65 процентов автодорог областного и районного значения. Чтобы потраченные деньги окупались, некоторые дороги будут платными. Для этого привлекаются инвесторы в лице всемирно известных компаний (Kapch, FETC, РТ-Инвест) с софинансированием средств у ЕБРР. Сейчас “КазАвтоЖол” проводит работу по привлечению займов ЕБРР на сумму 150 миллионов долларов. Так, проезд по трем автодорогам уже в этом году станет платным. Системы взимания платы начнут действовать в декабре на дорогах Астана - Темиртау, Алматы - Капшагай и Алматы - Хоргос. В целом платными станут 6,5 тысячи километров автодорог в Казахстане. Чиновники заверяют, что стоимость проезда не увеличится и не превысит один тенге за километр. Как показывает анализ госпрограммы “Нұрлы жол”, основная часть запланированного на этот год будет реализована во втором полугодии. При этом в Министерстве финансов не скрывают, что существует риск по неосвоению средств. Впрочем, это у нас обычная практика - когда есть возможность, но не всегда есть желание.
Астана |