Скажи мне, где твой банк, и я скажу тебе...
Запас срочности
Последняя неделя уходящей осени отмечена принятием Антикризисной программы правительства. И хотя программу ждали, вздоха облегчения по стране не наблюдалось. И не только потому, что сам этот документ вызывает, мягко говоря, множество вопросов и недоумений и сегодня его критикуют и подвергают обструкции буквально все, за исключением его разработчиков.
Дело в том, что за последние месяцы все мы наблюдали принятия, утверждения, обсуждения аналогичных программ в самых разных странах мира. И везде наблюдали почти одно и то же: программы выглядели некими успокоительными декларациями, дабы показать населению, что руководство “принимает решительные меры и ситуация под контролем, а оснований для паники нет абсолютно никаких”. Оснований для паники, хотим мы подчеркнуть, и в самом деле нет - их не может быть никогда, даже если Солнце вдруг вздумает взойти на западе. Ибо паника и в этом случае ничего к лучшему не изменит.
Но есть основания хотя бы вновь попытаться осмыслить наше место в этом мире, для чего нелишне вспомнить недавнее прошлое. В начале прошлого года дискуссия относительно политики банков и контроля над ними выплеснула несколько серьезных вопросов. Один из них: следует ли правительству и соответствующим контролирующим органам ограничивать внешние банковские заимствования. Помните?
И что тогда ответили сторонникам ограничительных мер? Мол, банки - это частные коммерческие структуры, и за свои действия они обязаны отвечать сами. Это отвечали тогдашние министры. Им возражали: если у банков возникнут серьезные проблемы, то отвечать придется всей экономике. В ответ ничего вразумительного со стороны министров слышно не было. А сегодня, когда час отвечать настал, отвечать, как у нас принято, нет никого. А за банкиров отвечает вся страна.
В том числе и пенсионные фонды. Кстати, это особый момент происходящего и самый, пожалуй, знаменательный пункт правительственной программы. Как оказалось, пресловутых сверхприбылей от продажи нефти стране ни на что не хватает. И бумажки с названием “доллары”, и подземная черная грязь, которую мы вывозим за кордон и за счет которой живем, - все это мишура и мираж.
Управлять миражом умеют где-то далеко, но не мы. То есть стоимость грязи и цену бумажкам устанавливают в неизвестных нам местах неизвестные персонажи. Мы лишь воображаем, что оперируем в этом виртуальном перемещении фантомов чем-то реальным и осязаемым. Тогда как оперируют нами и над нами.
И вот приходится запускать чью-то судорожную длань в те закрома, которые, как нас уверяли, неприкосновенны и надежно защищены всевозможными гарантиями. К примеру, в наши пенсионные вклады.
Кто бы мог предсказать еще полтора года тому назад, что “лучшая в СНГ банковская система” так сотрясется и всем вокруг, даже потенциальным пенсионерам, придется расплачиваться за ее “надежность и профессионализм”?
Но дело в том, что лучшей она была лишь в пиаровских прожектах банковских пресс-служб да в устах министров и провластных громкоговорителей и всюдуписателей. Тогда как здравомыслящие головы и неангажированные эксперты всегда оценивали ее по достоинству.
Небезынтересно и то, что программа принята буквально через несколько дней после принятия трехлетнего (!) бюджета страны. Тогда как сама программа рассчитана примерно на два года. Это если бы вы планировали купить авто и дачу, отложили бы на эти покупки текущие деньги и одновременно выгребли все оставшиеся сбережения (отложенные на самый черный день) на неизбежный ремонт или, точнее, на восстановление дома ввиду надвигающегося страшного урагана. Есть логика? |