|
Ольга Шишанова Минздравом республики для снижения давления на бизнес количество разрешительных документов за последнее время было сокращено на 92 процента, количество проверок по особому порядку - на 28 процентов. Об этом заявил заместитель председателя комитета охраны общественного здоровья МЗ РК главный государственный санитарный врач Казахстана Жандарбек Бекшин
По словам Бекшина, все это должно способствовать улучшению качества оказываемых бизнесом услуг, снятию административных барьеров для развития частного сектора, повышению качества продукции, но главное, ответственности самих предпринимателей за свой бизнес. “Мы убираем ненужные, устаревшие правила и требования, ведь жизнь не стоит на месте. Сегодня ведется системная работа, которая направлена на внедрение риск-ориентированной модели контроля и надзора за объектами учета малого и среднего бизнеса. В результате сократилось количество санитарных правил. Так, если раньше их было 700, то сегодня - всего 67. Сокращаются также излишние требования либо дублирующие положения, например, со строительными нормами и правилами. Если раньше таких требований было 14 тысяч наименований, то сегодня осталось всего четыре тысячи. Кроме того, в результате инвентаризации всей нашей нормативной документации убрали из-под контроля 37 видов объектов, а значит, сократилось и количество проверок. Так, за 2016-й и прошедший период 2017 года их количество уменьшилось в 3,5 раза, а количество выдаваемых разрешительных документов - в 5,5”, - рассказал главный санитарный врач республики. Понятно, что подобные системные меры могут вызвать двоякое толкование, тем более не стоит забывать о человеческом факторе, который всегда был определяющим моментом, особенно в том, что касается принципов работы малого и среднего бизнеса. Однако, по словам Жандарбека Бекшина, чтобы избежать подобных перегибов, сегодня в практику санэпиднадзора вводятся новые формы контроля, в том числе и без посещения объектов. Это камеральный контроль и отбор продукции на проверку. Камеральный контроль - это тип сличительной ревизии, за основу которой берутся данные таможенных органов о продукции, что заходит в страну, и которые затем сопоставляются с данными комитета по техническому регулированию - о наличии сертификации и соответствия нормативным документам РК. Бекшин считает, что такой подход очень эффективен - в прошлом году его ведомство выявило 30 недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые в течение 2016 года завезли в Казахстан 46 тысяч партий различных видов продукции, у которой отсутствовал сертификат соответствия. Вторая форма контроля - отбор продукции, ранее в работе санитарно-эпидемиологической службы не использовался. Это новая форма контроля, которая, по словам главного государственного врача республики, отсутствует в других странах. Для этого ведомству выделяется определенное количество бюджетных средств (в прошлом году - 60 миллионов тенге, в нынешнем - на 8 процентов больше, то есть почти 65 миллионов тенге), на которые закупаются подозрительные и эпидзначимые продукты. Такой подход также позволяет освободить от излишних проверок дисциплинированных предпринимателей. В случае же выявления после проведения экспертизы недоброкачественной продукции моментально назначается внеплановая проверка субъектов малого и среднего бизнеса в целях выявления и выяснения причин случившегося, начиная от производителя товара и заканчивая торговой точкой, где он был закуплен. Например, в 2016 году санэпиднадзором было исследовано таким образом лабораторно более 40 тысяч проб различной продукции, в результате выяснилось, что 14,5 процента всех проверенных товаров совершенно не соответствовали требованиям санитарных норм. Большие надежды возлагаются и на население, которое должно, но не обязано оповещать санэпиднадзор в случае обнаружения нарушений норм и санитарных правил не только в отношении продукции, но и загрязнения субъектами малого и среднего бизнеса окружающей среды. Но вот только вряд ли это будет возможным, поскольку ни о каких штрафах, ни о каких тотальных проверках, которые были когда-то предусмотрены ранее, особенно в советское время, и речи нет. Кроме того, сотрудники санэпиднадзора физически не могут охватить проверками сегодняшнее состояние производственной базы, которую представляет собой малый и средний бизнес. На многомиллионную армию предпринимателей приходится около двух тысяч работников санэпиднадзорного ведомства по всему Казахстану. Бекшин признает, что поэтому обязательные проверки всего раз, максимум два раза в год практически не дают никакой реальной пользы. Положение не спасают даже пять специализированных лабораторий с высококлассным оборудованием и референс-центр. Получается замкнутый круг - чем меньше количество проверок, тем больше нарушений со стороны предпринимателей, а значит, поневоле возникает вопрос: так ли оно необходимо - сокращение количества этих самых проверок, что помогает выявить недобросовестных дельцов и сберечь в итоге здоровье нации?
Астана |