|
Алла Иванилова Отечественное образование переходит на электронный формат, а учителя впредь не будут заниматься несвойственной им работой
Автоматизация учебного процесса идет не первый год. С 2011 года в Казахстане стартовал проект электронного обучения e-learning - один из самых масштабных и противоречивых. Его задача была к 2020 году обеспечить системой электронного обучения более 90 процентов организаций образования. Депутаты неоднократно предлагали свернуть программу, поскольку на виртуальное образование уходило немало реальных денег, при этом заявленных результатов не было. В целом на проект e-learning потратили 30 миллиардов тенге, из них 27 миллиардов - на оборудование: сервера, интерактивные доски, компьютеры, кабельную систему в школах, лицензионные программы, два миллиарда - на национальную образовательную базу данных (НОБД), которая сегодня является “хребтом” образовательной системы, и на систему управления обучением. Последняя устарела и требует усовершенствования. Ее заменят электронным дневником, на который, к слову, из бюджета не будет выделено ни копейки, этим займутся инвесторы. Оставшийся 1 миллиард из 30 потрачен на видео и интерактивные уроки. Все оборудование, закупленное в рамках программы e-learning, на сегодняшний день работает, однако оно устарело.
Таким образом, определенная основа уже заложена. Теперь Министерство образования и науки намерено дальше развивать IT-системы в образовании. Об этом на недавнем заседании правительства рассказал глава ведомства Ерлан Сагадиев. На сегодняшний день функционируют 73 информационные системы Минобразования, которые будут объединены путем передачи данных в четыре платформы - Национальную образовательную базу данных (вся административная информация по системе образования), электронный дневник (текущая успеваемость, расписание, поурочные планы, вся академическая информация по школам и организациям технического и профессионального образования), единую бухгалтерию всех организаций образования в стране и информационную систему вузов. Эти четыре платформы будут обмениваться информацией между собой и госорганами. Как объяснил министр Ерлан Сагадиев, данные преобразования полностью автоматизируют учебный процесс. Можно будет видеть оценки, домашние работы каждого ребенка, поурочные планы учителя. Все расходы школ тоже станут прозрачными. Кроме того, единая информационная система позволит более эффективно планировать контингент детей, дефицит ученических мест, карту строительства школ. Плюсы в этом будут и для учителей, которые получат онлайн-контроль классов и перейдут на безбумажную отчетность - информация больше не будет дублироваться. Родителям, в свою очередь, это даст возможность видеть оценки, посещаемость, домашние задания и прогресс ребенка в онлайн-режиме. Объединение четырех платформ обойдется бюджету в 2,5 миллиарда тенге. Работа в этом направлении уже началась, и ее планируется закончить в течение года. Но прежде необходимо решить ряд проблем. В частности, повысить скорость интернета в школах. Сегодня в 7000 школах, а это 90 процентов, интернет имеется, но нужная его скорость - более четырех мегабит в секунду - есть только в 2000 школах. Также необходимо провести Wi-Fi в каждый кабинет, для этого местные органы должны закупить необходимое оборудование, чтобы к 1 сентября произвести работы. Кроме этого нужно централизовать оплату связи для школ в едином органе и закрепить ответственность за обеспечение информационной безопасности. Минобразования предлагает перенести все электронные платформы на серверный центр АО “Национальные информационные технологии”, “поскольку для госоргана это трудно и замедляет процесс”. В Министерстве информации и коммуникаций согласны с этим, но считают, что “потребуется планомерное наращивание инфраструктуры”. Однако идею, чтобы переложить ответственность за информационную безопасность на АО “НИТ”, в ведомстве не поддерживают, поскольку в соответствии с законодательством именно госорган-разработчик должен за это отвечать. Прежде чем ведомство приступит к очередным внедрениям ноу-хау, члены правительства сделали ряд замечаний. В частности, министр обороны Сакен Жасузаков пожаловался главе на увеличение количества призывников, у которых имеются нарушения зрения, и высказал подозрение, что это может быть связано с применением интерактивных досок в рамках проекта e-learning в школах. “Можно ли повысить качество интерактивных досок, чтобы в школах они не сильно влияли на зрение детей?” - поинтересовался глава Минобороны. Министр образования и науки признал, что в рамках проекта e-learning интерактивные доски были дорогие и неэффективные и в этом году будет закуплено 11 тысяч видеотроек: проектор, экран и компьютер. Компьютер используется в качестве сервера в школе, что заменяет интерактивные доски. “Это решение гораздо более безопасное для глаз и одновременно более дешевое”, - констатировал Сагадиев. В свою очередь, премьер-министр страны Бакытжан Сагинтаев поручил главе образовательного ведомства изучить причины неоднозначной реакции общества на внедрение в школах системы электронного дневника “Кљнделік” и предупредил: “Технологии очень быстро меняются, и не дело по 30 миллиардов тенге каждый раз выделять, а потом сетовать на то, что технология поменялась”. Ну и напоследок министр образования и науки сделал весенний подарок всем учителям, заявив, что готов уже сегодня отменить подворовой обход домов, так называемый всеобуч, который проходит еще со времен СССР два раза в год и в нем участвует более 100 тысяч педагогов. Они переписывают детей дошкольного и школьного возраста. Это происходит на общественных началах, и учителям за дополнительную нагрузку не платят. Сейчас планируется интегрировать базы данных министерств юстиции, внутренних дел и здравоохранения. “Мы планируем освободить преподавателей от этой нагрузки. Два раза в год они тратили целый месяц, чтобы обойти сотни квартир, дворов, а их кусали собаки, они бегали от всяких опасностей”, - отметил Ерлан Сагадиев. Министерство образования и науки в ближайшее время совместно с заинтересованными госорганами планирует издать новый приказ.
Астана
|