|
Ольга Шишанова Французские бизнесмены собираются разводить в Атырауском регионе бизонов и выращивать лаванду, вложив в проект 284 миллиона долларов
Мясо бизонов, оказывается, очень востребовано в странах Западной Европы, а в лаванде нуждаются французские парфюмерные фабрики. Но и это не все - дополнительные 20 миллионов должны пойти на строительство в Индерском районе гибридной солнечной электростанции, тепличного хозяйства и мусороперерабатывающего завода. Казахстанские власти, в частности акимат Атырауской области, весьма рады такому неожиданному везению, надеясь, что данные мероприятия помогут решить проблему безработицы в регионе, уровень которой - один из самых высоких по стране. С другой стороны, не стоит забывать о том, что французы всегда слыли весьма расчетливыми бизнесменами, не бросающими деньги на ветер. Именно поэтому будущие предприятия, в которые компания Issmat investment & finance намерена инвестировать свои деньги, по меньшей мере, удивляют. Пусть даже, по некоторым данным, проекты будут осуществляться на двусторонней основе - французы заключили совместный договор с СПК “Атырау”, в то время как соглашение о сотрудничестве с регионом было подписано еще в сентябре прошлого года в рамках форума AtyrauInvest-2016. По словам первого заместителя акима Атырауской области Гумара Дюсембаева, в настоящее время представители французской фирмы занимаются страхованием своих инвестиций, в то время как реализация проектов, правда, неизвестно, в какой последовательности, начнется уже в марте текущего года, то есть буквально через несколько дней. Между тем, по мнению казахстанских биологов, для разведения бизонов Атырауская область весьма проблематична, поскольку это очень крупные животные, которые нуждаются в хороших пастбищах с сочной травой, а не крупный рогатый скот и не лошади, что довольствуются подножным кормом. Кроме того, биологически бизоны ориентированы на существование в лесостепной зоне, но никак не в выжженной степи.
Пусть даже далекие от науки и знаний некоторые издания, уже подхватившие клич от предпринимателей, пытаются за уши притянуть историю существования якобы в далекой древности бизонов на территории современной степной зоны Казахстана, ничего подобного здесь никогда не было. Поэтому не совсем понятно, как будет осуществляться фактическая реинтродукция этих животных в Атырауской области, которых в свободном природном выгуле по всему миру, к слову, почти не осталось. К той же интродукции туранского тигра не все готово до сих пор, хотя этим проектом занимаются на протяжении не одного года ученые нескольких стран помимо Казахстана. Сама же Атырауская область, повторим, это голая степь, в которой может быть комфортно сайге, но никак не бизонам, даже при вольерном разведении. Что уж говорить о природной популяции. Тем более что вес бизон нагуливает немалый, у взрослой особи он может доходить до полутора тонн. Спрашивается, каким образом он сможет вырасти до таких размеров на непонятно откуда взявшемся корме (а тот, который потребуется, влетит в копеечку), если даже, по отзывам местных жителей, взрослая корова у них на подворьях выглядит как теленок, что вырос на пастбищах Акмолинской области. Так что от биологии животного никуда, по большому счету, не деться. Другое дело, если бы французы заинтересовались подобным бизнесом, который можно было бы развивать в Акмолинской, в Костанайской областях, даже в Карагандинской области, тогда все было бы понятно. А пока в лучшем случае это может благоприятно отразиться лишь на сокращении безработицы региона, и то неизвестно, как все это будет выглядеть - комментарии на эту тему пока получить у руководства Атырауской области не удалось. Точно так же не ясно, каким образом будут возвращены вложенные инвестиции - кажется, ни у кого на этот счет нет четкого мнения и ясных задач. Пусть это будет даже некая форма сотрудничества, которая позволит воспользоваться массой солнечных дней в году для выращивания лаванды - второго французского проекта в регионе, по мнению казахстанских экспертов, она не имеет на сегодняшний день никакой конкретики и стоящих перспектив. К тому же не следует забывать, что все-таки процент безработного населения выше в южных областях республики, где как раз и можно было бы заниматься агрокультурой лаванды - там более подходящие условия, особенно учитывая, что это растение не только любит солнце, но и очень боится даже малейших заморозков. Не случайно во Франции лаванду выращивают в Провансе - южном регионе с мягким солнечным климатом, но никак не в тех условиях, какими отличается Атырауская область. Где, кроме того, все живет и цветет только на протяжении пары-тройки месяцев, а во все остальное время жизнь в выжженной солнцем степи будто замирает, превращаясь едва ли не в полупустыню с глинистыми, тяжелыми, местами засоленными почвами.
Астана |