|
Ольга Шишанова В самом конце января в Баку прошло очередное, 48-е по счету, заседание специальной рабочей группы по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, однако многие вопросы по этой теме так и остались нерешенными. Представители пяти Прикаспийских государств, которые делят Каспий на протяжении не одного десятка лет, смогли договориться только о возможности проведения нового саммита в нынешнем году в столице Казахстана
История дележа многострадального Каспия насчитывает без малого два столетия, когда между Россией и Ираном были подписаны первые соглашения. Согласно Гулистанскому договору в 1813 году и Туркманчайскому соглашению от 1828 года Россия получала большие преимущества, а вот иранцы теряли всякие права на судоходство. Не вдаваясь в исторические подробности, добавим лишь, что спустя сто лет в соответствии с договорами от 1921 и 1940 годов Каспийское море стало советско-иранским. Положение изменилось только в 1997 году, когда при разделении северной части Каспия Казахстану отошло 29 процентов береговой линии, России - 19, Азербайджану - 18, Туркменистану достался 21 процент, Ирану - 13, против чего эта страна сразу же стала возражать, требуя “справедливого” дележа - по 20 процентов каждому из пяти Прикаспийских государств. Однако такое может стать возможным, только если Каспий признают озером, о чем спор ведется на протяжении четверти века, после того как развалился СССР. Пока Каспий считается морем, а значит, границы, природные богатства и его водная акватория определяются с учетом длины каждой страны по суше. Что в данном случае, несомненно, выгодно Казахстану, так как его граница на побережье - самая длинная, более 2,3 тысячи километров, а еще на казахстанском участке, согласно исследованиям, находится более половины нефтегазовых ресурсов Каспия.

Всего же, по оценкам экспертов, в Каспийском море содержится 19 процентов мировых запасов нефти, 45 процентов мировых запасов газа, 90 процентов (пока еще) запасов осетровых, а значит, и ценного экспортного товара - икры. Все вместе составляет астрономическую сумму в любой валюте. Не случайно в последнее время в отношении Каспийского моря можно отнести и интересы Китая, который с недавних пор пытается усилить свое влияние по поводу энергетических ресурсов этого водоема. Между тем, несмотря на заседания рабочих групп, на несколько саммитов - в Ашхабаде, Тегеране, Баку и Астрахани, до сих пор не была разработана и утверждена конвенция, в которой бы учитывались интересы всех пяти Прикаспийских стран. А они очень и очень разные. К примеру, по мнению экспертов, которые высказывали свое мнение на заседании рабочей группы в Баку, для России это море недавно стало плацдармом для нанесения ракетных ударов по позициям оппозиционных сил в Сирии, для Казахстана и Азербайджана Каспий служит ключевым ресурсом в добыче углеводородов. В Ашхабаде занимают особую позицию по вопросу о прокладке транскаспийских трубопроводов, к тому же у Туркменистана с Азербайджаном спор по пограничному месторождению “Сердар - Кяпаз”. А Иран, считающий себя законным правопреемником советско-иранских договоров по Каспию, не согласен, как уже упоминалось выше, с разделом моря по принципу так называемой срединной модифицированной линии, равноудаленной от двух его берегов. Понятно, что каждое из государств преследует свои цели, которые иногда идут вразрез с интересами других, однако за все это время серьезные предложения по решению наболевших вопросов поступили только от президентов двух стран - Туркменистана и Казахстана. Так, президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов предложил разработать проект соглашения о сотрудничестве в области транспорта на Каспийском море, создав для этого региональный транспортно-логистический центр - как один из элементов такого сотрудничества. Президент Нурсултан Назарбаев, в свою очередь, предложил создать специальную организацию для координации вопросов экономической интеграции в регионе Каспийского моря, учредив в нем для начала зону свободной торговли. При этом особое внимание президент Казахстана уделил вопросу создания механизма контроля за соблюдением запрета на вылов в Каспии осетровых. К сожалению, о том, чтобы граждане разных стран могли беспрепятственно передвигаться как по самой акватории, так и по связанным с ней водным артериям, без всяких проволочек и задержек, пока речи не идет. Правовых норм на этот счет пока никто не вводил, в то время как противоречивые ситуации, во время которых пограничники спокойно задерживают простых туристов и одновременно позволяют чувствовать себя безнаказанными браконьерам, тоннами изымающим ценные породы рыб из Каспия и убивающим тюленей, повторяются с завидной регулярностью. Только по итогам декабря прошлого года в Каспийском море браконьеры нанесли ущерб Казахстану на полтора миллиона тенге. МИД РК ситуацию пока никак не комментирует, полагаясь на то, что эти и другие вопросы могут быть решены с помощью конвенции, которая, по словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, вроде как готова на 90 процентов. Однако этому утверждению противоречат высказывания иранских представителей на заседании в Баку о том, что если не будут решены семь вопросов (нерешаемые уже много лет), особенно касающиеся дележа морского шельфа и признания Каспия озером, а не морем, ни о каких дальнейших переговорах речи быть не может. Азербайджан же и вовсе считает преждевременным обсуждение тех проектов документов, которые могут предопределить правовой статус моря.
Астана
|