|
Юлиана Жихорь
Когда государство хочет помочь развиться бизнесу, не расходуя при этом много собственных средств, на помощь приходит система государственно-частного партнерства. В мире ГЧП получило широкое распространение. В Казахстане тоже, но, как водится, со своим своеобразным окрасом
Институт государственно-частного партнерства получил импульс к своему развитию с конца 80-х годов прошлого века. В Великобритании только за последние 10 лет были реализованы программы ГЧП на сумму свыше 40 миллиардов фунтов стерлингов. По схеме государственно-частного партнерства были реализованы такие проекты, как Евротоннель под проливом Ла-Манш, Сиднейский портовый тоннель, мост Конфедерации в Канаде, национальные аэропорты в Гамбурге и Варшаве, Центральный парк в Нью-Йорке, отдельные ветки лондонского метро.
Схем соглашений ГЧП великое множество. Это и концессии (в Казахстане есть специальный закон о концессиях, регулирующий взаимоотношения бизнеса и государства в этой сфере), и контракты на предоставление услуг, на управление и содержание, лизинговые соглашения, совместные предприятия, партнерства.
В целом схемы соглашений можно разделить на четыре составляющие: ВООТ (от англ. построй, владей, управляй, передай); ВОТ (построй, управляй, передай); ВОО (построй, владей, управляй); обратный ВООТ - означает передачу государственной собственности в эксплуатацию частной компании, которая постепенно становится ее владельцем.
Наиболее популярными являются схемы ВООТ и ВОТ, поскольку они подразумевают, что объект инфраструктуры, созданный в ходе реализации проекта, передается государству.
Кстати, уровень развития ГЧП в стране является одним из критериев, который международная организация Институт развития менеджмента учитывает при расчете индекса конкурентоспособности.
В настоящее время в Казахстане действует масса проектов по системе ГЧП. Большая часть из них - на концессионной основе. Два наиболее известных - строительство и эксплуатация новой железнодорожной линии Станция Шар - Усть-Каменогорск (стоимость строительства - 202,5 миллиона долларов, срок концессии - 2005-2028 годы) и строительство межрегиональной линии электропередачи Северный Казахстан - Актюбинская область (стоимость строительства - 165,8 миллиона долларов, срок концессии - 2005-2022 годы).
Еще 5 проектов общей стоимостью 1,4 миллиарда долларов последовали уже после принятия специализированного Закона “О концессии” - в 2007-2008 годах. Сейчас в Казахстанском центре государственно-частного партнерства, на который возложено проведение экономической экспертизы как действующих проектов, так и предлагаемых к передаче в концессию, находятся еще 12 проектов (в транспортной отрасли) на общую сумму свыше 11,4 миллиарда долларов.
По мнению главного эксперта сектора экспертизы концессионных проектов Центра ГЧП Аимгуль Батырбековой, в структуре ГЧП именно концессии являются наиболее перспективной формой партнерства. Концессионные договоры в отличие от контрактных отношений носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности.
В концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий и контрактов на выполнение работ. Если к этому присовокупить возможность государства законодательного воздействия на концессионера в случае нарушения им условий договора и при возникновении необходимости защиты общественных интересов, преимущества удваиваются.
Кроме того, по Закону “О концессиях”, государство передает концессионеру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряжения.
Однако по данным схемам реализуются лишь крупные проекты. Менее значимые (как по масштабам, так и по стоимости) регулируются отраслевыми законами. Такая схема сотрудничества вполне укладывается в бартерный обмен: я, как государство, тебе - бизнесу - выделю землю под твой проект, а ты мне за это...
Список может занять не одну страницу: проложить трубы, построить детский сад, посадить или облагородить парк и т.д. Достаточно сказать, что только в Астане строится несколько школ по принципу ГЧП: бизнесу выделили землю с подведенными коммуникациями и дали разрешение на застройку, а он в обмен строит школы.
Нынешний финансовый кризис может существенно изменить расстановку сил - частный бизнес, занятый в реализации подобных некрупных проектов, в последний год заметно снизил свою активность. Причина стала уже традиционной - сложно получить кредит в банке на расширение бизнеса. Следовательно, бизнес уже и не проявляет такой заинтересованности в “обмене” с государством. (В начале осени в правительстве намекали, что в ближайшее время строительства школ на основе ГЧП не ожидается.)
“застойный период” может стать отличным временем для выработки стандартов по ГЧП. Ведь, как поясняют многие экономисты, сложившаяся ситуация с “местечковым ГЧП” - результат пробелов в законодательстве и отсутствие единого органа, дающего оценку тем или иным проектам.
Что касается органа, то его уже создали: в задачи Казахстанского центра ГЧП входит не только оценка и экспертиза концессионных и бюджетных инвестиционных проектов (тех самых школ и труб), но и разработка рекомендаций по совершенствованию институциональной системы в области ГЧП.
Что же касается законодательства, то пока идет активная дискуссия: требуется ли Казахстану отдельный закон по ГЧС или достаточно наладить нормальную работу в рамках существующих норм. В любом случае, как обещают в правительстве, в самое ближайшее время будет сбалансирован подход между частным сектором и его ресурсами, управленческими навыками и технологиями и государственным сектором с его регулирующей деятельностью и защитой общественных интересов.
Астана |