ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Расчет светлого будущего События

Мадина Меирманова
Несмотря на то, что в ближайшие три года экономисты ожидают улучшение общемировой экономической ситуации, правительство РК подходит к прогнозам на бюджетное развитие страны весьма пессимистично. В проекте бюджета на ближайшую трехлетку нефть заложена по цене 35 долларов, а тенге - по 360 за доллар

 

Экономисты всего мира сегодня с большой осторожностью делают прогнозы относительно перспектив развития мировой экономики и отдельно взятых отраслей и стран. В последнее время очень часто их предсказания оказываются ошибочными на фоне происходящих политических и природных катаклизмов. Так, например, перспектива стоимости нефти на следующий год дается в коридоре от 41 до 61 доллара за баррель. При этом некоторые аналитики осторожно замечают, что скачки цены могут достигать как 75 долларов, так и откатываться до 25-30.
Казахстанские прогнозисты, по традиции, предпочитают опираться на скептические прогнозы, действуя по принципу: лучше потом перераспределить излишки, чем проводить секвестрирование расходов. Потому-то в начале этого года они опустили стоимость барреля до 30 долларов, а недавно решили скорректировать прогноз до 35 долларов за баррель (хотя на рынке цена последнюю пару месяцев не опускалась ниже 42 долларов). В течение ближайших трех лет Казахстан будет жить по сценарию, в котором стоимость черного золота определена на уровне 35 долларов.

 

alt

Прогнозы осторожны, но оптимистичны

 

 

Интересно, что, планируя бюджет на три года, правительство фактически разрабатывает пятилетку. Все прогнозы даются с ориентировкой на 21-й год. Так, по словам министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева, к 2021 году тенге укрепится до 340 за доллар, а нефть подорожает до 45. При этом цены на металлы к 2021 году покажут рост на 11 процентов по сравнению с уровнем текущего года.
В текущем году ВВП вырастет, как ожидается, на полпроцента. Но уже на следующий год власти ожидают рост почти в четыре раза - до 1,9 процента. В дальнейшем рост только продолжится, и в 2021 году составит уже 3,1 процента. Учитывая столь осторожные прогнозы, создается впечатление, что власти пытаются исключить из расчетов ВВП нефтяную (да и, в принципе, сырьевую) составляющую, рассчитывая раскачать экономику исключительно несырьевым сектором. Ведь уровень добычи нефти в ближайшие годы (после запуска Кашагана) должен существенно вырасти: с 75,5 миллиона тонн сегодняшних до 79,5 миллиона тонн в 2017 году и 86,5 миллиона в 2021-м.
Всего пару лет назад Казахстан праздновал вхождение в число стран со средним уровнем дохода населения. Тогда ВВП на одного гражданина превысило 13 тысяч долларов. Но произошедшие девальвации нацвалюты обесценили этот показатель и значительно отбросили нас назад в таблице “средних стран”. В будущем году ВВП на душу населения планируют вытянуть до 7,5 тысячи долларов, а к 2021 году - до 10 тысяч. В общем, пока Казахстан думал, как справиться с ловушкой среднего дохода, экономика сама все расставила по своим местам.
Рост промышленности в ближайшее время продолжится со среднегодовыми темпами на уровне 2,1 процента (причем скорость роста будет одинаковой как в обрабатывающей, так и в горнорудной промышленности). А вот сельское хозяйство будет как обычно демонстрировать свою повышенную перспективность - по три процента в год. Большие надежды и на строительство - там темпы роста 3,6 процента.
Инфляция в ближайшие три года должна держаться в коридоре 6-8 процентов, с последующим снижением до 3-4.
Что касается собственно бюджета, то правительство планирует увеличить расходную часть на 3,3 процента. Это связано, как сказал Бишимбаев, “с прогнозируемым ростом налоговых поступлений на 7,7 процента, в основном за счет увеличения поступлений КПН и НДС”. Всего же доходы составят 4,338 триллиона тенге в следующем году, а размер гарантированного трансферта из национального фонда на три года определен в размере 28 880 миллиардов тенге. (Из расчета восемь миллиардов долларов при курсе 360 тенге за доллар.)
На “Нурлы жол” из того же Нацфонда выделят еще деньги - 441,6 миллиарда, что, впрочем, на 278,4 миллиарда меньше, чем планировалось ранее. Оставшаяся сумма будет “зарезервирована” на случай всяких непредвиденных экономических катаклизмов.
Расходы республиканского бюджета в 2017 году запланированы на уровне 8564,4 миллиарда тенге, или 17,7 процента к ВВП.
Проект бюджета на следующий год вновь называют социальным - расходы на социальную сферу составят 3567,3 миллиарда тенге, или более 40 процентов всех расходов.
По словам министра финансов Бахыта Султанова, основная доля социальных расходов приходится на финансирование социального обеспечения и оказание социальной помощи гражданам страны. “В планируемом периоде на данное направление предлагается направить 7291,4 миллиарда тенге, из них в 2017 году - 2082,1 миллиарда тенге с ростом к текущему году на 54,5 миллиарда тенге, или 2,6 процента”, - сообщил Султанов. Он уточнил, что рост расходов в 2017 году связан с ростом численности получателей пенсионных и социальных выплат на 330 тысяч человек по сравнению с 2016 годом и индексацией размеров пенсий с опережением уровня инфляции на 2 процента, базовой пенсионной выплаты и пособий - пропорционально уровню инфляции.
В следующем году будет изменена структура прожиточного минимума (ПМ) “путем увеличения фиксированной доли расходов на непродовольственные товары и услуги с 40 до 45 процентов”. В результате величина ПМ повысится на 15,6 процента и в абсолютном выражении составит 28 284 тенге.
Соответственно, на этот же процент уже в 2018 году будут повышены госпособия, изменится и базовая пенсия, размер которой с 2018 года составит 14 142 тенге.
С середины 2018 года также будет внедрена система назначения базовой пенсионной выплаты в зависимости от стажа участия в пенсионной системе: при стаже 10 лет и менее или если стаж вовсе отсутствует размер базовой пенсии будет равен половине ПМ. За каждый год сверх 10 лет размер базовой пенсии будет увеличиваться на два процента, а при 35 и более лет размер базовой пенсии составит 100 процентов от ПМ. “В результате средний размер базовой пенсии к 2018 году вырастет на 92 процента”, - доложил министр.
Парламентарии возмутились было, что правительство включает в прожиточный минимум слишком мало нужного для жизни. Например, не включает затраты на коммунальные услуги, не говоря уже о других “благах цивилизации”. Мажилисмен Мухтар Тиникеев, критикуя практику подсчета величины прожиточного минимума, и вовсе заметил, что исходя из размера ПМ формируется и размер минимальной заработной платы, и размер минимальной пенсии: 22 859 тенге и 25 824 тенге соответственно. “У нас штраф за нарушения ПДД 20 тысяч, - возмущался депутат. - Получается, штраф заплатил - и живи на оставшиеся 3-4 тысячи тенге”.
Впрочем, пока на это ответ депутат не получил.
Впереди еще много заседаний рабочей группы. В нее, кстати, кроме депутатов и членов правительства войдут еще общественные деятели и представители внепарламентских партий. Политика “открытых дверей” мажилиса привлекает все больше и больше желающих участвовать при обсуждении важных для страны законопроектов.
Так, с рекомендациями во время презентации проектов бюджета и гарантированного трансферта на ближайшие три года выступила известный экономист (до недавнего времени внештатный советник премьер-министра) председатель управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков РК Жаннат Ертлесова.
Она рекомендовала правительству и депутатам рассматривать (если не сейчас, но впредь) проекты бюджетов одновременно с государственными программами, чтобы понять, на что деньги идут. А заодно оценивать, как влияют эти госпрограммы на бюджет.
“Хотелось бы видеть, что вы, - сказала она, обращаясь к членам правительства, - за три года финансировали, и каких результатов достигли”. Чтобы парламентарии могли лучше оценивать правильность расчетов субвенций и изъятий, Ертлесова предложила представлять в парламент бюджеты регионов. “Хотелось бы видеть весь государственный бюджет”, - заметила она.
Идеи ее подержала и председатель комитета по финансам и бюджета Гульжан Карагусова, заметив, что президент приказал “принимать те решения, по которым есть анализ и стратегический расчет выгоды от этого решения”.
Какое решение примут депутаты, станет понятно через пару месяцев - законопроект о бюджете должен покинуть стены парламента до декабря.

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение