Алла Иванилова Транспортный “тюнинг” Одна из сфер, которая чаще всего подвергается реформированию в столице, - транспортная. Вот и на этот раз горожан ждут очередные преобразования, которые недавно были представлены на общественных слушаниях в акимате
Сегодня в Астане проживает более миллиона человек, при этом зарегистрировано свыше 340 тысяч транспортных средств, то есть на тысячу жителей города приходится 340 автомобилей. Для сравнения: количество автомобилей на аналогичное число жителей в Лондоне составляет - 320, Баку - 330, Берлине - 360, Москве - 380, Варшаве - 580 и в Лос-Анджелесе - 600. Ежегодный рост транспорта в казахстанской столице составляет 10 процентов. Чтобы как-то решить транспортную проблему, в прошлом году акиматом был завершен полный анализ с привлечением международных консультантов, таких как Typsa, PriceWaterhouseCoopers, Systra, UITP, по направлениям: развитие транспортной системы и инфраструктуры, снижение нагрузки на улично-дорожную сеть, развитие альтернативных видов транспорта. С учетом рекомендаций разработан комплекс мер, включающий 20 мероприятий. Их задачами является увеличение доли населения, использующего общественный транспорт, с 33 до 45 процентов и увеличение пропускной способности улично-дорожной сети с 37,5 тысячи транспортных средств в час до почти 43 тысяч. Ну а пока в столице внедряется система управления парковочным пространством, электронная оплата за проезд в общественном транспорте, одностороннее движение и проект Bus lane. Что касается последних двух пунктов, то уже есть некоторые результаты. Так, после того как в Астане некоторые улицы стали односторонними, средняя скорость движения выросла до 30 процентов. Время задержки на перекрестках сократилось с 78 до 40 секунд, а интенсивность транспортных средств увеличилась на 20 процентов. С 20 августа планируется внедрение третьего этапа проекта по одностороннему движению на участке улиц Букейхана и Агыбай батыра (от пр. Абая до пр. Республики), его протяженность составит 0,99 километра. А с введением выделенных автобусных полос Bus lane на шести улицах города в 2015 году и на пяти в этом году (общая протяженность составляет 38,4 километра) увеличилась средняя скорость автобусов до 12-15 процентов. Также рассматривается дальнейшее продолжение проекта по обустройству Bus lane на проспектах Кабанбай батыра, Абылай хана, Орынбор, Тауелсиздик и Туран. А вот с проектом электронной оплаты за проезд чиновники, учитывая печальный опыт в Алматы, не намерены спешить. Чтобы население могло постепенно привыкнуть к новшеству (ежесуточный пассажиропоток в Астане составляет 850 тысяч), внедрение будет происходить в четыре этапа и растянется до конца года. С 30 июля введены тарифные зоны по 15 километров каждая, то есть в каждом пригородном поселке своя стоимость проезда за наличный расчет (без использования транспортных карт). Это позволило сократить количество тарифов с 25 до пяти, а также снизить стоимость проезда для 97 процентов пригородных пассажиров в среднем на 50 тенге. Второй этап - это внедрение электронной системы оплаты проезда на экспресс-маршрутах, следом - на городских маршрутах и в последнюю очередь - на пригородных. Сами карты Astra Plat планируется начать реализовывать уже в ближайшее время. Среди новшеств - платный въезд в город. Ежедневно в столицу въезжает около 75 тысяч транспортных средств, причем основная нагрузка происходит на период с 7.00 до 10.00. Именно в этот временной период власти намерены с въезжающих в город взимать 200 тенге. На сегодняшний день идет отвод земли и подготовка технического решения. Чиновники поясняют, что это будет не шлагбаумная система, а принцип сквозного транзита. В течение 24 часов водитель должен будет оплатить проезд, иначе будет оштрафован в соответствии с Административным кодексом на 5 МРП. В качестве бесплатной альтернативы - заезжать в город до 7 или после 10 утра. Продолжится в столице и ремонт дорог. Ежегодно в городе в среднем строится 10 километров новых дорог. Также планируется до 2020 года обновить подвижной состав на 100 процентов. Сегодня из 1025 маршрутов общественного транспорта 246 не соответствуют техническим требованиям. На столичных дорогах появится еще больше “умных” светофоров. Имеющиеся 42 на 23 процента увеличили мобильность транспортных средств на шести улицах. В планах - реализация второй очереди проекта в 2016-2017 годах, а это 54 светофора, и третьей - в 2018-2019 годы, в ходе которой будет охвачено около 62 перекрестков. Всего предполагается установить в городе 402 “умных” светофора. При этом некоторые пешеходные переходы хотят убрать на тех участках, где их низкая интенсивность, но высокая потенциальная аварийность. Взамен в ряде мест, где есть в них высокая потребность, будут установлены светофорные объекты с кнопкой вызова.
Астана |