|
Азамат Горожанин
В Казахстане ищут способы противодействия экстремизму, терроризму и проявлениям бандитизма, а напасть решили на оружейную отрасль. Уже есть проект изменений в законодательство. Зкспертизу проходят поправки в законодательные акты по вопросам противодействия экстремизму и терроризму, оборота оружия, регулирования миграции. Логику инициаторов можно описать так: чтобы не было пожаров, нужно спички запретить
Помимо прочего, радеющий о безопасности граждан инициатор поправок вновь заговорил о возврате к формуле “2+2”, предложил вынести оружейные магазины в отдельно стоящие здания и запретить работу оружейных магазинов в дни проведения массовых культурных и спортивных праздников. Вину за неспособность полицейского эффективно противостоять вооруженному отморозку косвенно переложили на продавца оружия. Сразу после трагических событий в Актобе, когда группа экстремистов напала на два магазина и завладела оружием и боеприпасами, прошло заседание Совбеза, на котором глава государства поручил МВД усилить контроль за оборотом оружия и провести комплексную проверку продавцов. Президент, в частности, тогда поручил руководству МВД в месячный срок подготовить несколько предложений: при необходимости обеспечить внесение в законодательство изменений, запрещающих продажу оружия в состоянии, пригодном для быстрого несанкционированного применения; усилить требования по охране объектов, где хранятся оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества; определить места расположения оружейных магазинов, которые, по мнению президента, должны находиться не в многоквартирных домах, а в специальных зданиях. Вскоре министр внутренних дел Калмуханбет Касымов предсказуемо заявил, что будут ужесточены требования к оружейным магазинам и контроль над ними. И действительно - это ведь проще, чем объяснять гражданам, почему в другом трагическом эпизоде его вооруженные табельным оружием подчиненные не смогли ничего сделать, когда в здание РУВД вошел всего один (один!) вооруженный одной (одной!) единицей огнестрельного оружия Руслан Кулекбаев. И почему они упустили этого убийцу, тем самым позволив ему расстреливать своих товарищей по службе и мирных граждан. Расплачиваться за это будут оружейники и обладатели охотничьих билетов. Заметим, однако, что между владельцем гражданского оружия и преступником, будь то террорист, экстремист или грабитель-убийца, нельзя ставить знак равенства! У МВД нет статистики, которая бы показывала тенденцию, что зарегистрированное оружие применяется в криминальных эпизодах, похищается из частных хранилищ и противозаконно используется. Криминальное оружие, чаще всего незарегистрированное, приобретается на черном рынке, а происхождением уходит в горячие точки или в историю двух мировых войн. Но, видимо, исполнителям проще “щелкнуть каблучками”, заодно сократить число единиц охотничьего оружия у одного владельца.
Напомню, некоторое время назад в Казахстане удалось вернуть прежнюю норму владения гражданским оружием к схеме “5+5”: пять нарезных и пять гладкоствольных ружей на один охотничий билет. Потребовалось около трех лет аргументированных разъяснений, что число стволов в руках законопослушного гражданина никак не влияет на криминогенную ситуацию. Дело в том, что в свое время группе законодателей удалось протащить норму “2+2”, обосновав это стремлением сократить число эпизодов браконьерства. Вводя эту норму, законодатель проигнорировал то, что большинство случаев браконьерства совершают лица, у которых не более одной единицы оружия, причем нередко незарегистрированного. Мировая практика вообще показывает, что зарегистрированное охотничье оружие практически не участвует в умышленных криминальных событиях. Теперь события в Актобе вновь пытаются использовать, чтобы “разоружить” граждан. Пусть так. Но предусмотрел ли инициатор весьма немалые средства на выкуп у граждан сверхнормативных “стволов”, особенно учитывая, что часть из них являются коллекционными, подарочными или памятными и они не применяются в охоте? Да и расставаться с таким оружием граждане скорее всего не захотят, а предпочтут переоформить его на своих родственников. В любом случае оружие останется в одной семье и в одних руках. Поэтому эту поправку в законодательство вряд ли можно назвать эффективной, хотя прецедент будут обсуждать, так что резонанс и видимость работы обеспечены. А вот ее эфективность вызывает массу вопросов. Еще одна инициатива авторов поправок предлагает считать, что специализированный магазин по торговле гражданским и служебным оружием и патронами к нему - это “отдельно стоящее здание, отвечающее требованиям технической укрепленности и безопасности, прочно связанное с землей и подключенное (технологически присоединенное) к сетям инженерно-технического обеспечения”. По данным МВД, в Казахстане сегодня 103 работающих магазина по торговле гражданским и служебным оружием и патронами к нему, 42 из которых уже находятся в отдельно стоящих зданиях. По данным собственного анализа, проведенного казахстанской оружейной ассоциацией “Корамсак”, отдельно стоящие здания занимают только 20 магазинов. И в случае принятия указанных поправок в отдельно стоящие здания потребуется перевести примерно 80 процентов оружейных магазинов. На нашей памяти два эпизода с нападением на оружейные магазины. Первый - в ноябре 2011 года в Таразе. Экстремист напал на оружейный магазин “Маке и Ко”, расположенный на первом этаже жилого дома, в результате чего преступник захватил два карабина - “Сайга” и “CZ”. При этом среди жителей дома, в котором расположен магазин, пострадавших не было. 5 июня 2016 года преступники в количестве 25 человек напали на оружейный магазин “Паллада” в Актобе, расположенный на первом этаже жилого дома. В то же время другие шестеро преступников напали на оружейный магазин “Пантера”, также расположенный на первом этаже жилого дома. Один из жителей дома пострадал. Но лишь по тому стечению обстоятельств, что он припарковал неподалеку свою машину, которую преступники решили забрать. То есть пострадавшим мог быть любой автовладелец, оказавшийся рядом. И расположение магазина на это не повлияло бы. Все упомянутые случаи лишь показали неподготовленность и неготовность охранного персонала и недостаточную техническую оснащенность магазинов, а также слабый уровень взаимодействия с правоохранительными органами, но не являлись априори причиной теракта из-за нахождения магазинов в жилых домах. В то же время отдельно стоящие здания более уязвимы для тайного проникновения в нерабочее или ночное время. И существенно снижается фактор помощи населения в раннем реагировании на нападения и тайные проникновения. Предположим, норму о расположении магазинов введут, и часть торговцев оружием возьмется за новое строительство. Скорее всего, в центре города затраты окажутся слишком высокими. Выход - искать участки под строительство ближе к окраинам. По-видимому, то, что нужно для потенциальных налетчиков: отдаленный район, увеличенное время на реакцию полицейских. Чьи же интересы в большей степени учитывает эта инициатива? Быть может, следует оставить магазины там, где они расположены, но ввести дополнительные меры? Например, заставить оружейников привести находящееся в магазине охотничье оружие в состояние, исключающее производство выстрела в течение времени, необходимого для реагирования охранных структур и правоохранительных органов. Можно ужесточить требования к технической защищенности магазинов и подготовке персонала магазинов по действиям в критической ситуации. Лишь бы такой персонал не оказался эффективнее полицейского. А то жди новых инициатив. |