Алла Иванилова
Три в одном
Недавно глава государства поручил уже в третий раз переделать Генплан столицы. Сказано - сделано. Депутаты городского маслихата приступили к первому этапу корректировок Генерального плана
Столичный Генплан неоднократно подвергался изменениям. Первый проект, принятый в 1997 году, просуществовал всего два года и затем был отдан на изменение группе из Саудовской Аравии, которая обещала подарить городу облик, подобающий столице современного государства. Взамен саудовские архитекторы попросили вознаграждение в размере 11 миллионов долларов. Было принято решение предоставить им вместо этого около 20 земельных участков общей площадью в 700 гектаров в старой и новой частях города. Тогда это было актуально, поскольку не каждый хотел инвестировать в сомнительный проект. Однако аравийцы так и не получили землю в Астане. Им на смену пришел японский архитектор Кисе Куракава.
Известный архитектор, которого уже нет в живых, известен в России своим проектом стадиона для клуба “Зенит” в Петербурге, в Амстердаме он проектировал Музей Ван Гога, а в Куала-Лумпуре - аэропорт.
Его проект застройки Астаны отличался тем, что рассматривал город как живой организм в гармонии с природной системой. По мнению заказчиков, это как нельзя лучше соответствовало веяниям XXI века. Согласно эскиз-идее известного японского архитектора Кисе Куракавы, город застраивается в двух направлениях: наряду с преображением старой его части ведется освоение свободных территорий на левобережье реки Ишим.
Но, как оказалось, зодчий не учел не только стремительного развития Астаны, но и то, что Генплан может существовать сам по себе, а строительство - само по себе. В итоге застройка Астаны превратилась в обычное дело и порой без каких-либо архитектурных норм и требований. После утверждения Генплана 15 августа 2001 года государственные мужи выявили несовпадение потребностей реальной жизни города с принятыми решениями и приступили к очередной корректировке.
Корректировке не подверглась центральная идея Генплана столицы, построенная на основе линейно развивающейся структуры, включенной в систему радиально-кольцевых магистралей. В частности, не будет изменяться внешняя кольцевая магистраль К1, которая ограничивает границу города и соединяет радиальные скоростные магистрали с дорогами республиканского значения, такими, как Астана - Алматы, Астана - Кокшетау, Астана - Павлодар, Астана - Костанай. Однако вместо ранее предложенных двух внутренних кольцевых предлагается одна связующая магистраль, проходящая по улицам Бейсекова, Угольная, 14-я магистраль и Сарайшык.
“В Генплан вносится идея полицентричного развития, для чего будет сформировано несколько центров планировочных районов”, - сообщил первый заместитель директора ГКП “НИПИ Генплана г. Астана” Нуржан Анаркулов. Таким образом, в Астане определят несколько современных и развитых центров, которые позволят людям экономить время и пользоваться социальными услугами.
Депутаты городского маслихата единогласно проголосовали за внесение корректировок в Генеральный план развития столицы. Таким образом, у Астаны появился шанс войти в Книгу рекордов Гиннесса как город, который в течение 10 лет трижды поменял основу градостроительства.
Астана |