|
Марк Лотвин На этой неделе, 12-13 июля, в Астане проходили переговоры, которые, без сомнения, имели крайне важное значение для установления в нашем регионе нормального и долгосрочного правового режима во взаимоотношениях между странами
Министры иностранных дел Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана в очередной раз согласовывали новый вариант конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Необходимо отметить, что обсуждение этого документа продолжается вот уже более восемнадцати лет. За эти годы специалистами и экспертами проведена просто огромная работа, однако это не продвинуло решение проблемы Каспия к заключению окончательной договоренности. Кстати, нет результатов и от прямых переговоров руководителей пяти прикаспийских государств. Самая первая встреча этих руководителей произошла в 2002 году в столице Туркменистана Ашхабаде, вторая - спустя пять лет, в 2007 году, в Тегеране, третья - в 2010 году в Баку. Ожидалось, что соглашение по статусу моря может быть достигнуто во время встречи в Астрахани в 2014 году, но ожидания не оправдались. Как известно, самая сложная проблема здесь - раздел дна. От решения вопроса, какую часть шельфа получит та или иная страна, зависит доля каждого в добыче запасов углеводородов. К примеру, Тегеран выступает за равные права всех пяти прикаспийских государств на акваторию и недра моря. Однако исторически иранская доля на Каспии всегда была самая незначительная и составляет ныне 13,8 процента площади акватории. А делить прикаспийским странам, как говорится, есть что. Геологические оценки экспертов по недрам, касающиеся потенциальных запасов нефти и газа Каспийского моря, сходятся на цифре около 20 миллиардов тонн условного топлива. В акватории Каспия выявлено более 250 локальных структур, открыто 20 нефтяных и газовых месторождений. Есть, правда, мнение, что это чуть ли не второй Персидский залив. Но называть так Каспийский регион было бы большим преувеличением. После того, как были доказаны запасы углеводородов, они были оценены в 1,3-2,6 процента от мирового уровня. Каспийская ресурсная база сравнима с запасами Северного моря, не более того. В то время как в Европе спрос на каспийские углеводороды может расти по мере истощения североморских месторождений, но и в таком случае поставки нефти и газа с Каспия будут иметь второстепенное значение.
Причина разногласий - нефть Дискуссия и острые споры о вариантах раздела дна Каспия имеют региональный формат, и предпочтительные для отдельных прикаспийских государств варианты делимитации каспийского дна не совпадают. Вместе с тем нерешенность правовых вопросов до сих пор никому особенно не мешала осваивать нефтегазовые ресурсы Каспия, которые в северной части моря уже поделены. Возможно, этим и объясняется отсутствие общего стремления к быстрому определению правового статуса Каспия. Зачем, к примеру, спешить Азербайджану, половина доходов которого связана с добычей нефти и газа - пусть и не на закрепленных конвенцией месторождениях? Каспийские углеводороды имеют большое значение также для экономик Туркменистана и Казахстана. У Ирана подобной мотивации нет, иранцы никогда не вели добычу углеводородных ископаемых на Каспии. Доля возможных каспийских запасов Ирана в общих ресурсах углеводородов этой страны составляет менее одного процента, тогда как у ближайших соседей Ирана - Азербайджана и Туркменистана - соответственно 100 и 83 процента по нефти. Впрочем, это не значит, что у Тегерана нет интереса к освоению нефтегазовых месторождений Каспия. По крайней мере, свои требования в отношении каспийского дна Иран отстаивает упорно вот уже четверть века.
А раньше границы вообще не было... Руководитель российской делегации на многосторонних переговорах по Каспийскому морю, посол по особым поручениям МИДа РФ Игорь Братчиков считает, что половина работы по разделу дна уже выполнена. Заключены соответствующие соглашения между Россией, Азербайджаном и Казахстаном, а также между Казахстаном и Туркменистаном. Однако Тегеран не признает эти соглашения, настаивая на том, что любое изменение в законодательном режиме, регулирующем использование минеральных ресурсов Каспийского моря, требует согласия всех пяти прикаспийских государств. Иранцы такого согласия не давали и предлагают раздел дна в равных долях по 20 процентов каждой стране. Такая позиция не устраивает Азербайджан и Туркменистан, с которыми Ирану предложено договариваться без участия России и Казахстана. Достичь согласия в южном треугольнике Каспия Баку и Ашхабад хотели бы на своих условиях. Сначала азербайджанская и туркменская стороны предложили Ирану оставить за собой ту часть Каспия, которую он имел до распада Советского Союза. В соответствии с этим предложением иранский сектор ограничили линией Астара (Азербайджан) - Гасан-Кули (Туркменистан), именно так проходила иранская граница с СССР. Кстати, в советско-иранских соглашениях 1921-го и 1940 года морская граница между Ираном и Советским Союзом не определялась. Получается, что при таком варианте Каспийское море разделили бы бывшие советские республики, взяв за основу советско-иранские соглашения и оставив иранцам лишь 11 процентов морского дна. Понятно, что Тегеран с этим согласиться не готов. Есть и второй вариант, при котором иранцам предлагается делить дно по принципу срединной линии, тогда точка стыка разграничительных линий между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном оказывается севернее и Ирану достается 13,8 процента дна моря. Для иранцев между первым и вторым вариантом, конечно же, политические различия есть. Сам факт расширения границ иранского сектора указывал бы на участие ИРИ в переговорах с остальными прикаспийскими государствами на равных условиях. Однако с точки зрения доступа к каспийским месторождениям и второй вариант мало что дает Ирану, лишь незначительно расширяя пространство геологоразведки, но не гарантируя, что удастся открыть новые месторождения. Поэтому Иран продолжает настаивать на получении 20 процентов дна моря: в этом случае у него появляется доступ к нефтяным месторождениям Алов, Араз и Шарг.
Процент - туда, процент - сюда При таком варианте, однако, становится неизбежным пересмотр ранее заключенных двусторонних соглашений России с Азербайджаном и Казахстаном, а принцип срединной линии, который больше десяти лет применяют эти страны, перестает работать. Более того, чтобы уравнять всю “пятерку” (каждому государству - по 20 процентов каспийского дна), потребуется часть доли Азербайджана (19,5 процента) и Туркменистана (18,4 процента) передать Ирану (13,8 процента), после чего Азербайджану нужно будет добрать свои 20 процентов за счет России (18,7 процента), которая, как и Туркменистан, станет претендовать на казахстанский сектор (29,6 процента). То есть больше всех проигрывает в этом случае Казахстан, теряющий свои права почти на 10 процентов дна Каспия, а в самом большом выигрыше оказывается Иран, приобретающий дополнительно 6,2 процента каспийского шельфа. В то, что такой вариант может быть закреплен в конвенции о правовом статусе Каспийского моря, не верится. И пока нет оснований полагать, что Иран может изменить свою позицию по данному вопросу. Стало быть, переговорщиков ожидает продолжение вязкой дискуссии, и выход на консенсус остается проблематичным. |