Алла Иванилова Столичные жители активно осваивают велосипеды. Такая “активность” стала причиной того, что в городе с 1 июля приостановят продажу карт Astana Bike
Велосипед - самый экологичный вид транспорта. Велосипедной столицей Европы по праву считается Амстердам, где для 40 процентов населения двухколесный друг - основное средство передвижения. Ежедневно 400 тысяч жителей этого города пользуются данным транспортом. Еще один велосипедный город - Копенгаген. Здесь абсолютно бесплатно вы можете взять напрокат велосипед и кататься сколько захотите. Специальный дизайн не позволит выдать его за свой (такая же программа действует и в баскской столице Витории с 2004 года.) По километражу датчане лидируют среди европейцев: житель этой страны проезжает за год на велосипеде 893 километра. Еще одно преимущество двухколесного транспорта - дешевизна. Этим активно пользуются во многих странах Азии, таких как Китай, Индия и Индонезия. Однако велосипедный бум здесь принял такой размах, что власти принимают запретительные меры в связи с возникающими проблемами на дорогах. В последние годы возрастают интерес и мода на велосипеды и в Казахстане. Конечно, до Европы, где развита инфраструктура для велосипедистов, нам еще далеко, но положительные изменения есть. В 2014 году в Астане был запущен социально-инновационный проект - система автоматизированного велопроката Astana Bike, особенностью которой является то, что не требуется подключение к городским коммуникациям: все работает от солнечной энергии. На первом этапе было установлено 40 велостанций с велопарком на 200 велосипедов. В 2015 году они были расширены до 150, а парк велосипедов увеличился до 1000 единиц. В текущем году велостанции начали работу с 15 апреля и, как показывает статистика, в период по 17 мая превысили показатели пользования за весь прошлый год. Самые оптимистичные прогнозы, которые организаторы формировали при запуске проекта, не предполагали такой популярности. Никто не ожидал, что всего за месяц количество поездок на велосипедах Astana Bike увеличилось с 20 тысяч в месяц в прошлом году до 88 554 в этом году. Если в прошлом году было зарегистрировано 1666 новых пользователей, то в этом сезоне с 15 апреля по 16 июня уже 4960. Причем в минувшем году 85 процентов поездок были совершены бесплатно (их длительность составила не больше 30 минут) и 15 процентов платных, превышающих 30 минут. Данная тенденция прослеживается и в этом году. Активнее всего велосипедами пользуются в утреннее время. Поездки осуществляются преимущественно с правого берега на левый (дом - работа) и в вечернее время в обратном направлении. В благоприятные погодные условия отслеживаются высокие показатели использования проката в качестве досуга. Прокатом астанчане пользуются с 05.30 утра до 04.00 ночи, то есть практически круглосуточно. Учитывая такую велоактивность горожан, в настоящее время ощущается нехватка велосипедов и велостанций в оживленных районах города. В среднем на один велосипед в сутки приходится по 7-8 человек и 10-15 прокатов. Поэтому с 1 июля текущего года будет приостановлено оформление карт Astana Bike. Тем не менее на период велосезона сохраняется функция доступа велопроката по SMS, которой могут воспользоваться все желающие, и активация пользовательских карт, приобретенных в прошлых велосезонах. По словам менеджера проекта Astana Bike Алмагуль Касымовой, решение о возобновлении продаж карт в следующем сезоне пока не принято. В столичный акимат была подана заявка об увеличении велостанций, однако решения еще нет. Пока же организаторы проекта будут работать над улучшением работы сервиса и призывают бизнес-сообщества поддержать проект Astana Bike. При этом предупреждают велолюбителей, что улучшение качества никак не отразится на тарифе за аренду велосипедов, поскольку проект в первую очередь социальный, некоммерческий. И он изначально направлен на создание альтернативы автомобилю и общественному транспорту, предоставление жителям города и туристам доступного транспорта для кратковременных поездок, а также возможность заниматься велоспортом. Учитывая такой интерес астанчан к велосипедам, их прокат становится прибыльным делом, а чиновники всерьез задумались над созданием удобной инфраструктуры. В Астане уже обустроено 1,5 километра велодорог: по проспекту Туран на участке от улиц Жанибек и Керей хандары до улицы Достык. Однако они не раз подверглись жесткой критике со стороны велосипедистов, которых не устраивает расположение дорожек, ширина и неровности на поверхности. В “Астанагенплане” признают, что необходимо выработать единый регламент, СНиПы по велосипедному движению, чем сейчас там и занимаются. В целом в городе на 205 километров намечены трассы с детализированным размещением велосипедных дорожек, но это пока только схемы. Уже разработана проектно-сметная документация на строительство велодорожек от шоссе Коргалжын до Каркаралинского шоссе, а также на территории зеленого пояса - в настоящее время получено заключение госэкспертизы, объявлен конкурс на строительство. До конца июля там планируется завершить все работы и ввести в эксплуатацию. В 2017 году в Астане также запланировано строительство еще нескольких десятков километров велодорожек. Предполагается, что будут использоваться три вида размещения: велополосы, совмещенные с проезжей частью магистральных улиц и дорог местного значения, велополосы, совмещенные с тротуаром, и отдельные велобаны. Однако есть и оборотная сторона медали. В последние годы велосипеды пользуются особой популярностью у воров. В Астане за пять лет воровать велосипеды стали в сто раз больше. Вернуть угнанный двухколесный транспорт, к сожалению, удается далеко не всем.
Астана |