Мадина Меирманова Мажилис рассмотрел и одобрил отчеты правительства и Счетного комитета по исполнению бюджета страны за 2015 года. Без вопросов и претензий, впрочем, как всегда, не обошлось. Но Кабмин пообещал исправиться, а депутаты сделали вид, что поверили
Ежегодно Счетный комитет и парламентарии находят массу минусов в работе правительства над освоением государственного бюджета. Основные из них - некачественная реализация бюджетных денег. Например, в прошлом году члены Счетного комитета подсчитали факты неэффективного исполнения на сумму 459 миллиардов тенге. Правительство отрицать не стало. Но заявило, что “переход на государственный аудит, введение новых методов мониторинга госзакупок и его планирования, снижение остатков сумм на счетах субъектов квазигоссектора и применение других мер оказывают влияние на снижение неэффективных расходов”. Что же касается одной из самых проблемных тем - государственных закупок, то теперь за ними пытаются следить не постфактум, а “профилактически”. “Есть эффект от такой работы. За 4 месяца текущего года устранены нарушения по госзакупкам на сумму 116,1 миллиарда тенге”, - сообщил министр финансов Бахыт Султанов.
Но эффективность зависит не только от госзакупок. А, в первую очередь, от качества планирования расходов администраторами бюджетных программ. Выглядит это примерно так. Акимат ставит себе целевой индикатор: обеспечить через энное количество лет 100-процентный охват дошкольным образованием детей региона. И планирует, что в течение нескольких лет требуется построить пять детских садов. Пишет соответствующую бюджетную заявку, которую потом долго защищает в Астане. Деньги получает, садики строит. Но потом выясняется, что эти детские садики были построены не в тех местах или не в том количестве. В результате деньги вроде бы освоены, а цель не достигнута. Это самый простой пример, но смысл аналогичен для большинства целевых индикаторов - неверное планирование. По данным правительства, в прошлом году более 10 процентов всех целевых индикаторов так и не были достигнуты (39 из 241). При этом данные еще по 28 индикаторам все еще не опубликованы. Впрочем, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета сомневается и в достигнутых показателях. Например, по словам главы Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина, региональные власти крайне неэффективно управляют целевыми трансфертами из центра: деньги недоиспользуются, а проекты остаются незавершенными. Но целевые показатели по бумажкам достигнуты. Общая сумма таких неиспользованных средств целевых трансфертов из РБ более 67,7 процента от выделенного. Но при этом, что особенно удивляет и Счетный комитет, и парламентариев, даже при недостижении целевых показателей Астана все равно продолжает выделять регионам деньги. Даже при том, что “не обеспечены полнота и достоверность бюджетных заявок”. По сути, это означает, что регионы, прося деньги из центра на какие-то проекты, могут дать завышенную стоимость проектов. (Зачем это делается, кажется, уже ни для кого не секрет.) Впрочем, такое недостижение заявляемых целей - результат расширившейся финансовой самостоятельности региональных властей. Дело в том, что им дано право самим решать вопросы перераспределения средств внутри своих бюджетов по мере необходимости. Только вот Счетный комитет посчитал, что “необходимостью” в регионах стали не только нужные для областей проекты, но и всякого рода “мероприятия”. Вот и получается, что 64 инвестиционных проекта, которые были 100-процентно профинансированы из республиканского бюджета, остались незавершенными. А сумма выявленных Счетным комитетом нарушений превысила полтриллиона тенге. По сути, это яркий показатель провалов в планировании расходов бюджетных средств. Впрочем, ругать в этом исключительно Кабмин не стоит. Дело в том, что при каждом рассмотрении бюджета в парламенте те же депутаты с завидной периодичностью просят выделить дополнительные средства то на одно, то на другое направление расходов (в том числе для отдельных регионов). Которое, к слову, тоже не всегда достигает тех самых глобальных целей развития. Но при этом расходы госбюджета практически всегда полностью исполняются. В прошлом году этот показатель достиг 99,8 процента (из семитриллионного бюджета было не исполнено 16 миллиардов тенге, из них неосвоенными остались лишь 7,8 миллиардатенге. Остальные - экономия). Не обеспечили исполнение 13 из 26 администраторов бюджетных программ. Но, кстати, некоторые - по вполне объективным причинам. Например, целевые трансферты на бесплатную гарантированную медицинскую помощь освоены на 311 миллиардов тенге. Четыре миллиарда из них - на мероприятия по раннему выявлению заболеваний (так называемый скрининг). Но исполнить сумму полностью не удалось: врачи неоднократно жаловались, что до 80 процентов “скрининговых денег” остаются неиспользуемыми по причине слабой активности самих граждан - не идет народ обследоваться.
Астана |