|
По мнению спикера СФ, «важно обеспечить сплав кипучей энергии и разумной взвешенности»
С 10 по 11 мая делегация Совета Федерации во главе с Валентиной Матвиенко посетила Казахстан. В Астане прошла встреча парламентариев с президентом Казахстана, а также главами палат парламента - Мажилиса и Сената. Нурсултан Назарбаев вручил Матвиенко государственную награду — орден Достык (Дружбы) II степени. Сразу после официальных переговоров Валентина Ивановна нашла время и для интервью газете «МК в Казахстане».
- Валентина Ивановна, прокомментируйте, пожалуйста, предстоящие выборы в Государственную Думу.
- Это очень важное событие в политической жизни страны. У Государственной Думы широкие и весомые полномочия. Именно она принимает федеральные законы. Именно она даёт или не даёт согласие Президенту России на назначение Председателя Правительства. Госдума назначает на должность и освобождает от должности председателей Центрального банка, Счётной палаты, Уполномоченного по правам человека. У нижней палаты много других значимых полномочий. Так что, как видите, от того, какой сложится по итогам выборов расклад политических сил в Думе, будет зависеть очень и очень многое для страны. Мы не впервые проводим выборы в нижнюю палату парламента. Накоплен большой опыт, который позволил нам создать выборное законодательство, в полной мере отвечающее международным стандартам в этой сфере. Приняты законы, которые облегчают политическим партиям участие в выборах, что особенно важно для партий, не представленных в действующей Думе. Мы вернулись к смешанной системе выборов – и по партийным спискам, и по одномандатным округам. Чётко регламентировали проведение предвыборной кампании, её освещение в средствах массовой информации. В частности, приняли закон, обязывающий кандидатов в депутаты участвовать в дебатах. Несколько недель назад приступила к работе Центральная избирательная комиссия обновлённого состава. Пожалуй, впервые кандидаты в члены ЦИК прошли через горнило столь широкого, гласного, требовательного отбора. Это позволило привлечь в её состав людей, обладающих большим опытом политической и государственной деятельности, ничем себя не дискредитировавших, пользующихся авторитетом в обществе. Вместе с тем соблюдена и преемственность: в составе ЦИК продолжают трудиться люди, которые, образно говоря, вынесли на своих плечах не одну избирательную кампанию, хорошо знают все правовые и организационные тонкости этой сферы. Безусловно, непростая экономическая и социальная ситуация в стране будет способствовать тому, что выборы пройдут в атмосфере острой политической конкуренции. Вместе с тем, я уверена, до скандалов, каких-то эксцессов дело не дойдёт. Повторю, сделано всё, чтобы выборы были максимально демократическими, прозрачными, обеспечивающими равные возможности всем их участникам. Не меньшее значение имеет и то, что страна живёт в обстановке общественно-политической стабильности. Каждые выборы в Государственную Думу сопровождаются притоком в неё свежей «крови» - новых депутатов. Есть основания полагать, что на этот раз такой приток будет особенно большим. В самом деле, на местном, региональном, да и федеральном уровнях в общественно-политическую сферу приходит всё больше представителей поколений, которые выросли, сформировались как личности, граждане в «нулевые» годы. Они в гораздо большей степени свободны от стереотипов, штампов. Они энергичны, заряжены на действие, на новации. Выборы в Государственную Думу дают им шанс проявить себя в большой политике. Вместе с тем, как известно, молодость сама по себе – это ещё не всё, что требуется от политика. Вот почему исключительно важно обеспечить в составе новой Думы баланс поколений, сплав кипучей энергии и разумной взвешенности, которая приходит только с опытом. Надеюсь, это удастся. Многое зависит от партий, от институтов и структур гражданского общества. В том числе и от средств массовой информации.
- В России поговаривают об общей реформе Госдумы, об изменении функций Совета Федерации. Будут ли они изменены? Что вы думаете по этому поводу? В частности, какой может стать форма выборов в Сенат, необходимо ли вернуться к прежней форме, каковы разночтения в этом вопросе? - Скажу сразу: что касается реформирования Государственной Думы, изменения функций Совета Федерации, других подобных преобразований, то таких планов нет ни у руководства страны, ни у ведущих политических сил. Комментировать же чьи-то разговоры на эту тему я не считаю правильным. Не существует объективных оснований ставить вопрос о коренном изменении Конституции России – а те новации, о которых вы говорите, предполагают это. Наш Основной закон проверен временем. За двадцать с лишним лет, что он действует, ни в одной сфере жизни нашей страны не возникло проблем, которые бы мы не смогли решить, оставаясь на почве действующей Конституции. В частности, пусть и не сразу, сумели разработать и принять закон, определяющий оптимальный порядок формирования Совета Федерации. Закон обеспечивает степень выборности сенаторов, максимально возможную в рамках Конституции. Он обеспечивает также приход в верхнюю палату людей, действительно тесно связанных с регионами, которые они представляют. Повысилось качество нашей законодательной работы. Заметно повысилась роль Совета Федерации в политической системе страны. Словом, ни мои коллеги, ни я не видим причин менять что-либо в законах, регулирующих формирование и деятельность нашей палаты. Сказанное не означает, что российская государственность находится в идеальном состоянии. Проблем хватает. Подтверждение тому – трудности, которые мы сейчас преодолеваем в экономике, финансах, социальной сфере. Совершенно очевидно, что одна из важных причин их возникновения – сбои, слабые места в системе государственного управления. С инициативой её реформирования выступил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Президент России Владимир Путин дал согласие на разработку и осуществление реформы. Такая работа разворачивается.
- Помогает ли в вашей нынешней работе в Совете Федерации ваш опыт градоначальника Санкт-Петербурга? Насколько и в чем проявляются отличия управления, учитывая разность масштабов прежней и нынешней вашей работы? - Среди афоризмов Козьмы Пруткова есть, в частности, такой: «Специалист подобен флюсу. Его полнота односторонняя». Понятно, что, как и всякое ироническое высказывание, его не следует воспринимать буквально. Но рациональное зерно здесь есть. Для меня, во всяком случае, несомненно, что для государственного деятеля многообразие, богатство профессионального, трудового, жизненного опыта только на пользу. Бесспорно, годы работы в должности губернатора Санкт-Петербурга – опыт, который дорогого стоит. По набору проблем, по характеру работы Петербург - это вся Россия, только в масштабах одного города. Но и работа заместителем Председателя Правительства Российской Федерации, дипломатическая служба, работа в Верховном Совете СССР – все это дало мне очень и очень многое, помогало и помогает сейчас.
- Как вы оцениваете уровень межпарламентских связей между Казахстаном и Россией? - Оцениваю очень высоко. Совет Федерации и Сенат Парламента Республики Казахстан взаимодействуют плотно и плодотворно. Это закономерно. Россию и Казахстан связывают узы всестороннего и тесного сотрудничества. Бесспорно, у наших отношений давние и глубокие исторические корни. Но не только. Дружба и сотрудничество наших стран, наших народов – результат политики, которую проводят Президент России Владимир Путин и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Под отношения наших стран подведен прочный правовой и политический фундамент, создан механизм постоянных консультаций на высшем уровне. Так, в 2015 году лидеры России и Казахстана встречались семь раз. Регулярно проводятся встречи глав правительств, руководителей внешнеполитических ведомств обоих государств. То же самое относится и к межпарламентскому диалогу. Подтверждение этому - наша недавняя встреча в Москве с Председателем Сената Парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаевым, нынешний официальный визит делегации Совета Федерации в Казахстан. Активно работает постоянная Комиссия по сотрудничеству между Советом Федерации и Сенатом Парламента Республики Казахстан, сопредседателем которой является заместитель Председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов. Комиссия стала эффективным механизмом межпарламентского сотрудничества, постоянной диалоговой площадкой по вопросам, касающимся двустороннего взаимодействия, широкой международной проблематики. Налажены регулярные контакты профильных комитетов палат парламентов. Проводятся совместные форумы, конференции, «круглые столы». Выстроена полнокровная, чёткая система взаимодействия, охватывающая практически все аспекты жизни наших стран, наших народов. Важное место в повестке дня встреч парламентариев занимает Евразийский экономический союз, в целом законодательное обеспечение интеграционных процессов на евразийском пространстве. Мы сходимся в том, что важно не только принимать законы, другие решения, определяющие функционирование ЕАЭС, но и обеспечивать контроль их выполнения. Верхние палаты парламентов и в России, и в Казахстане являются палатами регионов. Очень важно отслеживать, как выполняются принятые решения в регионах, что называется, на земле. Кроме того, именно на межрегиональном, приграничном уровнях закладываются основы реальной экономической кооперации между странами. В этом году пройдет уже XIII ежегодный Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана. В общей же сложности между регионами наших стран заключено уже порядка 300 соглашений. Они охватывают самые разные области взаимодействия: от промышленной кооперации до совместных культурных и образовательных программ. Мы активно сотрудничаем также в рамках Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Парламентской Ассамблеи ОДКБ. Совпадение или близость позиций России и Казахстана по основным международным и региональным проблемам создают основу для сотрудничества на международной арене, в том числе в рамках Межпарламентского союза, других международных форумов.
- Что вы думаете по поводу переноса столиц? Столица Казахстана перенесена из Алма-Аты в Астану, в XVIII веке в России столица была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург. Видите ли вы в таких явлениях некие аналогии? Насколько это оправдывает себя и чем, по вашему мнению, бывает вызвано, к чему ведет? - Думаю, что это тот вопрос, который не имеет универсального, пригодного для всех стран ответа. Каждое государство, каждая нация должны решать его, исходя из конкретных исторических особенностей и современных реалий. В любом случае, перенос столицы всегда задавал определенный вектор национальных предпочтений - географических, исторических, культурных. Если говорить о переносе столицы в Санкт-Петербург, то этот вектор был намеренно задан Петром Великим, поставившем целью прорубить «окно в Европу», утвердить европейский путь развития России. Казахстан принял решение перенести столицу в Астану. Сегодня видно, что это было оправданно. Вы фактически выстроили новый, современный, интересный в архитектурном отношении город. Мне нравится Астана, приятно отметить и то, что Алма-Ата – тоже очень красивый город – не ушла в тень, а заняла достойное место в жизни страны. Что касается вопроса актуальности нового переноса столицы России - а такой вопрос время от времени вбрасывается в информационное поле, то, на мой взгляд, необходимости в переносе столицы из Москвы в какой-то другой город нет. К тому же, такие вопросы нужно решать не скоропалительно, а взвесив тщательно все «за» и «против», проведя широкое общественное обсуждение.
- Что необходимо, на ваш взгляд, сделать для того, чтобы культурный взаимообмен между двумя государствами происходил как можно чаще, а не был только приурочен к неким определенным датам? - Прежде всего, хочу сказать, что в течение нескольких столетий мы были единой страной. Понятно, что это наложило свой отпечаток на все стороны жизни России и Казахстана. Нас многое связывает. Только что 9 мая мы вместе отметили 71 годовщину Великой Победы, 12 апреля - 55-летие первого космического полета, который Юрий Гагарин совершил с космодрома «Байконур». У нас немало общего в культуре. Мы признательны главе Казахстана, общественности, всем жителям республики за то, что страна сохраняет русский язык в качестве официального, широко использует как средство межнационального общения. Всё это – хорошая основа для поддержания и развития связей в культуре, науке, образовании, спорте, туризме. И это делается. В России и Казахстане ежегодно проходят форумы межрегионального сотрудничества под патронажем президентов наших стран. В Москве, Санкт-Петербурге, других городах России регулярно идут гастроли казахстанских творческих коллективов, выставки казахстанских деятелей искусств. Многое делается в этом плане и в Казахстане. Мы видим: взаимный интерес к культуре, искусству, гуманитарной сфере и в России, и в Казахстане большой. Он не удовлетворяется в полной мере. Будем продолжать развивать культурное сотрудничество. Отмечу только, что в этой сфере особенно важно не только количество, но и качество. Будем делать всё, чтобы жители и России, и Казахстана могли знакомиться с лучшим, что имеется в культуре наших стран.
- О чем вы мечтаете? - Как Председатель Совета Федерации, как патриот России я мечтаю сделать всё от меня зависящее, чтобы Россия стала процветающей страной, в которой живут счастливые люди. И чтобы это произошло как можно раньше. Это же я хочу пожелать и вашей стране, нашему общему евразийскому дому, который мы строим совместно. Такие возможности у нас есть. Как женщина, мать я желаю, чтобы на планете, наконец, воцарился мир. Чтобы наши дети, внуки, все последующие поколения были полностью свободны от войн, вооружённых конфликтов, вылазок террористов. Словом, моя мечта – безопасный, благополучный, гармоничный мир для всего человечества.
Фото предоставлено пресс-службой Совета Федерации |