Ольга Шишанова Впервые в рамках XIII Евразийского медиафорума в Астане была озвучена тема “женской журналистики”, которая, по мнению спикеров - французской писательницы Мариэнн Перл и канадской журналистки Джо Уир, за последние несколько лет приобрела необычайную популярность
Сегодня в современном мире гендерная тематика в журналистике выходит на первый план. Разница между мужской и женской журналистикой сказывается не только в восприятии, но и в подаче материалов и текстов. А их социологические, культурологические и психоаналитические составляющие становятся объектом изучения с целью понять, каким образом современная женщина-автор выражает себя в тексте. Тем более что с каждым годом “женская” пресса становится разнообразнее, интереснее, расширяя диапазон обсуждаемых проблем. Вот только не всем удается удержать интерес читательской аудитории - отсюда столько журналов и изданий-однодневок. Выход - в изобретении или возврате к прежним, востребованным жанрам журналистики, одним из которых могла бы стать редакторская колонка, которая была столь популярна какую-то четверть века назад, потом забыта и вот, наконец, снова возрождается. По мнению журналистки Джо Уир, именно слово редактора - это “голос” издания, который настраивает своего читателя, рекомендует публикации и подталкивает к обсуждению того или иного материала. К слову, в журналах такая колонка, несмотря на то, что сохранилась, редко отчего-то отражает все вышеперечисленное, являясь чаще всего просто обыкновенным личным рассуждением редактора издания. Другое дело - колонка редактора в формате газеты, где лаконичность, умелая форма подачи текста могут не только призвать читателя к полемике, но и способствовать увеличению тиражности, что при нынешней конкуренции с электронными изданиями, несомненно, будет только в плюс. Не последнюю роль в этом, считает ответственный редактор веб-платформы Chime for Change Мариэнн Перл, играют особенности именно женского повествования. То есть насколько “женским взглядом” возможно не только обрисовать проблему, но и заинтересовать, ведя повествование от первого лица, что вообщем-то во все времена считалось довольно трудным - удержать внимание читателя. Имена таких знаменитых “одиночек” из прошлого можно буквально пересчитать по пальцам, например, Надежда Лохвицкая или Ольга Палей. Сегодня это представляется несколько затруднительным. Второй темой обсуждения стал поиск критериев, по которым в современном мире определяется интерес женщин к определенным проблемам, какие темы заставляют говорить вслух представительниц прекрасного пола. Однако, по мнению спикеров, тут необходимо остерегаться перекосов в подаче информации в основном из-за серьезной эмансипации общества, особенно в странах Европы, где многие журналы, за исключением “чисто женских”, во многом ориентированы на этот самый эмансипированный подход, в том числе и к “женской” повествовательной журналистике. Кстати, эта тема уже поднималась во время глобального форума по вопросам гендерной политики в 2013 году, когда присутствующие делегаты пытались привлечь внимание к проблемам гендерного равенства и расширения возможностей женщин и с помощью медиа.
Астана |