|
Ольга Шишанова Мэр Сочи Анатолий Пахомов предложил астанчанам содействие в проведении ЭКСПО-2017 и взаимовыгодное сотрудничество в туристическом секторе
Заявления главы администрации самого, пожалуй, знаменитого курорта России оказались не голословны. Подготовка к Олимпийским играм, по словам Пахомова, заставила практически реконструировать все отрасли городского хозяйства южного курортного городка - начиная от экологии и заканчивая энергетикой и логистикой. В том числе в ходе подготовки были построены две теплоэлектростанции и проведен газопровод протяженностью в 172 километра. Кроме того, в Сочи имеется в наличии гидроэлектростанция, что позволяет курорту даже в пиковые загрузки поделиться 200 мегаваттами электроэнергии с другими населенными пунктами. Строительство ГЭС в Астане вряд ли возможно, а вот задуматься о газовом энергоснабжении столицы - особенно на фоне постоянно дымящего частного сектора, составляющего 48 процентов застройки города, - не помешало бы.
Отличился город Сочи и реализацией экологических проектов накануне Олимпийских игр 2014 года. По словам мэра Анатолия Пахомова, было построено три новых очистных сооружения, рекультивированы все городские свалки, а система бытовых отходов стала действовать исключительно “в нулевом диапазоне”, то есть весь бытовой мусор собирается, сортируется, упаковывается и в таком виде далеко за пределами “большого Сочи” идет на переработку. Конечно, можно возразить, что, если бы не спортивное мероприятие столь грандиозного масштаба, вряд ли кто-то озаботился бы жизнью этого города с таким тщанием. Однако никто не мешал казахстанцам применять точно такие же технологии накануне проведения зимних Азиатских игр-2011 хотя бы в Алматы или в Астане, куда потом оказалась перенесена часть спортивных мероприятий. Тем более что времени для этого было предостаточно - Алматы завоевал право на их проведение еще в 2006 году. Следующим бонусом может стать пример Сочи как города, где из 3,5 тысячи квадратных километров, составляющих занимаемую им площадь, только восемь процентов приходится на дороги, инфраструктуру и застройку. Вся остальная территория - это национальный парк. На что, кстати, можно было бы обратить внимание и Астане, где зелени не так уж много, а сам город в последние несколько лет - со времен строительного бума, неправильно определенной розы ветров и хаотичной застройки - буквально задыхается от печного отопления зимой, пыльных бурь летом, а от автомобильных выхлопов - круглый год. В то же время мэр Сочи утверждает, что проблему городского транспорта и особенно автомобильных пробок они успешно решили, построив дополнительные 362 километра дорог, несколько подземных тоннелей и восемь транспортных развязок, не уступающих знаменитым дорогам китайского Шанхая. Плюс к городскому автотранспорту добавился железнодорожный по примеру Берлина. И эти магистрали стали городскими, приняли на себя значительную долю туристических перевозок не только за пределами Сочи, но и в черте города. В Астане, как известно, задумка внедрения даже монорельсового транспорта, который был призван облегчить маршрут железнодорожный вокзал - аэропорт, закончилась, так и не успев начаться. Правда, в планах строительство двух новых вокзалов, железнодорожного и автовокзала, реконструкция аэропорта, вот только справится ли при этом столица Казахстана с таким наплывом гостей, который ожидается в 2017 году, пока говорить рано. Несмотря на то, что в Астане сегодня идет строительство жилых домов и нескольких гостиниц, в основном пятизвездочного направления, город, по самым скромным подсчетам, имея миллионное население, планирует принять на ЭКСПО-2017 около пяти миллионов человек. В Сочи число жителей сегодня приближается к полумиллионной отметке, и, по словам Анатолия Пахомова, город может разместить у себя в случае надобности около 200 тысяч человек, то есть в отличие от Астаны не в пять раз больше, а в два раза меньше. И тут не мешает сравнить несколько факторов, которые действительно стоит учесть городским властям столицы Казахстана накануне размещения гостей, что будут прибывать на ЭКСПО-2017. Во-первых, в Сочи накануне открытия Олимпийских игр был образован новый кластер - четыре горноклиматических курорта, построенных по принципу “город в городе”. В Астане, к слову, некоторые жилые комплексы сегодня в некоторой мере также этому соответствуют, правда, не настолько, как это изначально задумывалось застройщиками, - финансирование, как известно, несколько сократилось, и это повлекло за собой упрощение предоставляемых услуг, то есть сыграло свою негативную роль. Во-вторых, каждый из этих курортов имеет свои собственные инфраструктуру и транспорт, и застроены они, в отличие от столичных зданий, отчего-то теснящихся друг на друге, на свободном пространстве, на месте осушенного болота. Там высятся сегодня отели сетей “Рэдиссон”, “Мариотт”, “Хайят” с соответствующим качеством услуг и числом гостиничных звезд. Что касается ценовой политики, то, согласно данным, которые озвучил Анатолий Пахомов, “курс доллара и падение цены на нефть позволили стать Сочи самым дешевым семейным курортом, где размещение начинается от 400 рублей (две тысячи тенге) в домиках на несколько человек, доходит до семи тысяч рублей (35 тысяч тенге) в пятизвездочных отелях. Любопытно, что в Астане таких цен накануне ЭКСПО-2017, кажется, даже нет в планах, не говоря уже об их внедрении в недалеком будущем. Не случайно ранее количество туристов до проведения Олимпийских игр в Сочи насчитывало 3,8 миллиона человек, ориентированных исключительно на пляжный отдых и санатории. Причем в зимний сезон поток резко снижался, и санатории в большинстве случаев простаивали. Кстати, такая же картина сегодня до сих пор наблюдается в Казахстане после проведения зимних Азиатских игр в 2011 году, которые обошлись в 1,65 миллиарда долларов. Однако сегодня поток туристов на курорты Сочи возрос до 6,1 миллиона. “Причем эту цифру дала не только Олимпиада, но и постройка 49 новых отелей, добавление 24 тысяч мест в пятизвездочных отелях, развитие медицинского туризма (было построено шесть клиник) и уже упомянутые горноклиматические курорты. В результате мы получили курорт, востребованный в любое время года”, - поделился Пахомов. От проведения казахстанской Азиады больший турпоток после 2011 года получил Алматы, потому что игры изначально были запланированы в одном городе. Кроме того, как заявили представители столичного акимата, Азиада не была столь широко освещаемым и широкомасштабным проектом, как Олимпиада в Сочи, хотя и являлась очень важным мероприятием на азиатском пространстве. Тем не менее часть спортивных событий была перенесена в Астану, что с тех пор увеличило количество приезжих туристов в Астану примерно на 70 тысяч человек. Добавим, что с начала нынешнего июня с целью взаимовыгодного сотрудничества и обмена туристическими группами между Алматы, Астаной и Сочи запускается чартер, который будет осуществлять казахстанская авиакомпания “Скат”. При этом планируется два рейса в неделю из Алматы и один рейс из Астаны. Россияне очень заинтересованы в поставке групп туристов в столицу Казахстана, особенно в рамках “Астана ЭКСПО-2017”, в то время как недельный тур пребывания в Сочи для казахстанцев, включая авиабилеты в оба конца, обойдется в цену, начиная от 190 тысяч тенге.
Астана |