|
Алан Байтенов Случилось то, о чем на прошлой неделе говорил Альберт Рау, вице-министр по инвестициям и развитию РК - крупнейший российский производитель автомобилей “АвтоВАЗ” больше не возит готовые машины в Казахстан. К нам идут машинокомплекты. Также сделал и “Камаз”. А “Хендэ мотор” и Ford Sollers вообще приостановили поставки своей продукции. Nissan и Renault еще пока работают по схеме прямых продаж, однако вынужденно поднимают цены на машины, ввезенные в феврале 2016 года. Причина - введение утилизационного и регистрационного сборов и как следствие поднятие цен примерно на миллион тенге на каждый автомобиль. Вот, казалось бы, наконец, наступило золотое время для отечественного автопрома - основные конкуренты вынуждены снизить обороты до тех пор, пока не создадут собственное производство на территории Казахстана. Но есть и другой момент - как только производство будет организовано, отечественный производитель потеряет свои позиции окончательно. И Казахстан, наконец, почти полностью перейдет на продукт российской автомобильной промышленности. (Не ради ли этого и создавали единое экономическое пространство? Шутим, конечно.) А красивый и дорогой проект под названием “независимый отечественный автопром” уйдет в историю
Отверточная сборка, что организована у нас, - это был только первый этап главного события - появления производства автомобилей полного цикла. Но дальше мы так и не смогли уйти. Великолепно, что Казахстан смог создать такие условия, когда зарубежный производитель вынужден создавать сборочные предприятия на нашей территории. Еще 10 лет назад об этом могли только мечтать. Тем более что собственный независимый автопром, как оказалось, не имеет смысла в принципе. Да, собственное автопроизводство всегда было элитным, и к этому стремится каждое государство. Казахстан не исключение. Но, как видим, не получилось. Жаль только, что те потраченные средства, дотации на развитие автопрома, льготные кредиты и прочая помощь из бюджета уходят в прошлое, и безвозвратно.
Итак, производители из стран-соседей захватывают наш рынок полностью. И тем самым выдавливают конкурентов. Что собирают у нас? Мы сотрудничали с SsangYong, Peugeot, здесь же Skoda, Chevrolet, Kia, JAC и Geely. Естественно, это те производители, родные страны которых не входят в ЕАЭС. И сейчас, если повезет, наши автосборочные предприятия, наконец, продадут забитые стоки. Поэтому не исключено, что программа льготного кредитования на машины отечественной сборки получит уже третье по счету дыхание. Условия как бы равны - и у нас, и у них есть утилизационные сборы. Однако мы не способны действовать по тому же сценарию - создавать производство на территории Российской Федерации. И учитывая крайне низкий процент локализации, не можем выйти на рынок России как производитель товара ЕАЭС. Время, конечно же, было, но опять-таки не случилось. Этого и стоило ожидать с самого начала - создание подобных экономических зон не может подразумевать чего-то своего. Особенно в сфере автомобилестроения, когда у крупнейшего партнера есть мощная отрасль. И то, что не развивали производство, не улучшали техпроцессы сборочных линий, тоже вроде как неплохо - инвесторы вынуждены прийти и создать все с нуля. Опять-таки за счет своих средств. Такой вот тонкий расчет, когда вроде бы неудачу можно подать в совершенно ином, выгодном свете. Мол, зачем было тратиться преждевременно? А то, что мы будем потреблять российское - это и так понятно. Почти ничего и не изменится - около 80 процентов всего экспорта “АвтоВАЗа” приходилось именно на Казахстан. Вот статистика по 2015 году - из 97 тысяч автомобилей, которые удалось продать у нас, свыше 60 тысяч приходятся на машины всех автопроизводителей России. Что мы можем заполучить теперь? Итак, “АвтоВАЗ” приостановил поставки. И в будущем планирует поставлять только машинокомплекты. Собирать будут на мощностях “Бипэк авто - Азия авто”. Развитие производства идет полным ходом, и до конца года с конвейеров “Азия авто” сойдет около 19 тысяч новых Lada. Часть из них будет продаваться и на территории Российской Федерации. Ford Sollers также пока прекратил поставку готовых машин. Но уже сейчас, как сообщают “Ведомости”, компания изучает вопрос создания на нашей территории собственного производства. Как это будет сделано, не известно. Но не исключено, что на базе уже существующих автосборочных предприятий. Прощупывает почву и “Хендэ”, есть вероятность, что машины этой марки будут собирать в Костанае. Nissan и Renault о планах перенести производство к нам пока не сообщали. Однако, учитывая новые условия, это может произойти в ближайшем будущем. Нашего автопрома как не было, так и не будет в ближайшее время. И говорить об упущенном времени, наверное, тоже не надо. Мы, наконец, добились своего - к нам приходят автомобильные гиганты. И наша задача - обеспечивать им комфортный климат. Ну и пытаться поставлять помощь. К примеру, сырье для изготовления пластиковых деталей, аккумуляторы или резину. А еще главный ресурс - рабочую силу. Вот это и есть настоящий автопром по-казахстански. Пусть звучит не совсем патриотично, но реалии таковы, что мы просто не способны этого сделать - изменить ситуацию, сколько ни говори о важности полностью казахстанского автомобиля, пока невозможно. Наконец, эта отрасль приобретет хоть какие-то реальные очертания. |