Алла Иванилова Виртуальный билет Аналог системы электронного билетирования в общественном транспорте “Онай” намерены внедрить в Астане
Столичные чиновники не раз признавали, что реальная стоимость проезда в общественном транспорте должна быть выше существующих 90 тенге. По подсчетам Министерства транспорта и коммуникаций, еще три года назад она должна была составлять 107 тенге. Другой вопрос - все ли “проездные” деньги доходят до кассы, ведь ни для кого не секрет, что предприимчивые кондукторы зачастую на пару с водителями ухищряются залезть в карман собственного работодателя. Самый простой способ - не обилечивать пассажиров. И хотя сейчас этот вопрос взят на жесткий контроль, городские власти придумали более эффективный метод борьбы с наличным расчетом - с помощью электронной системы сбора платы за проезд. Так называемый проект “Электронный билет” уже разработан и был профинансирован не только из городского бюджета, но и за счет средств инвестора, в частности, компании SIME Technology. По договору инвесторы еще к октябрю 2012 года разработали систему, закупили двуязычные противоударные валидаторы с учетом климатических условий Астаны, изготовили смарт-карты (стоимость одной составляла 200 тенге), определили мобильного оператора услуг связи для системы, испытали его на основных маршрутах столицы. Однако, несмотря на то, что уже все готово к запуску, проект долгое время находился на стадии разработки. И вот в апреле этого года в столичном общественном транспорте установят терминалы электронной системы оплаты проезда. Причем для тех, кто только прибыл в столицу, будут действовать одноразовые бумажные карты, сообщил недавно руководитель центра диспетчеризации транспорта Астаны Бауыржан Сеитов. Проект не подразумевает повышение оплаты за проезд - она останется неизменной (90 тенге). Напротив, использование постоянной транспортной карты будет обходиться дешевле, чем разовый абонемент. Пассажирам будет выгодно иметь большую сумму на балансе: чем она выше, тем дешевле стоимость поездки. Для инвалидов и пенсионеров будут действовать специальные льготные карты - именные с фотографиями. Система электронного обилечивания направлена и на оптимизацию городских затрат, а также перевозчиков - на содержание маршрутов. И позволит не только учитывать в реальном времени, сколько пассажиров едет в конкретном автобусе на конкретном маршруте, но и сделает прозрачной всю систему обилечивания. Благодаря именным картам станет известно, сколько прокатилось пенсионеров, инвалидов и прочих льготников, на которых акимат ежегодно расходует около 850 миллионов тенге. Станет очевидно, какому из маршрутов положена большая компенсация, кому из водителей можно повысить зарплату и т.д. Кроме того, кондукторам нечего будет прятать в карманах. Сегодня, по подсчетам столичных чиновников, на автобусах и маршрутках ежедневно ездят 850 тысяч человек, что составляет 35-37 процентов от числа населения города. Это неплохой показатель, но недостаточный для того, чтобы выйти на уровень столицы - и даже больших городов мира - в международном понимании. Поэтому государственные мужи ставят перед собой амбициозную задачу - к 2017 году поднять процент пользования среди населения общественным транспортом до 45 процентов и перешагнуть рубеж в 1 миллион 100 тысяч перевозок ежедневно, что позволит разгрузить городские дороги от возникающих заторов. Между тем с введением электронной системы билетирования “Онай” в общественном транспорте Алматы возникло немало проблем. Пассажиры начали жаловаться на исчезновение баланса с их карточек, и многие алматинцы требуют дать возможность оплачивать проезд наличными. Однако сотрудники транспортного холдинга регулярно проводят рейды на маршрутах автопарков Алматы и пассажиров без транспортных карт либо водителей, берущих оплату наличными, привлекают к административной ответственности. При этом техническое оснащение одного автобуса системой электронного билетирования в Алматы обошлось в 500 тысяч тенге. Несмотря на дорогое оборудование, в транспортном холдинге уверены, что новая система позволит увеличить поступления в бюджет города, поскольку сегодня 20-30 процентов доходов частных автопарков присваиваются кондукторами и водителями, а новая система полностью исключит наличный расчет.
Астана |