Алла Иванилова
Карагандинскую область можно по праву считать лидером по количеству несчастных случаев на производстве. Почти каждый год в этом регионе на рабочем месте гибнут люди. Последняя трагедия случилась в городе Сатпаеве Карагандинской области на шахте №65 производственного объединения “Жезказганцветмет” ТОО “Корпорация “Казахмыс” в ночь на понедельник. При подъеме на поверхность клети с шахтерами после смены на отметке минус 196 метров сработала защита. При торможении и аварийной остановке клети в ствол шахты выпали и погибли шесть человек. Кроме того, травмы различной степени тяжести получили пятеро горняков, трое из них были госпитализированы в медико-санитарную часть города Сатпаева.
Специально созданная комиссия сейчас выясняет причины трагедии. Между тем заместитель председателя Комитета по госконтролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью МЧС Казахстана Виктор Веснин констатирует: “В республике и в мировой практике с таким халатным отношением к горным делам я впервые сталкиваюсь”
|
По предварительным данным, клеть была перегружена и вместо положенных по норме 21 человека в ней находились 39. Уже в ходе расследования причин ЧП комиссия выяснила, что виной всему стало грубое нарушение условий безопасности труда. “Поскольку эти шахта и клеть ремонтировались с мая по сентябрь, мы сейчас оцениваем, не является ли это отключение следствием не только перегруза, но и технических неполадок”, - сообщил в понедельник на расширенном заседании правительства министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Божко.
Но уже в среду появились новые версии произошедшего. Заместитель председателя Комитета по госконтролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью МЧС Казахстана Виктор Веснин сообщил, что первые проверки говорят о крайне плохом выполнении требований Закона “О промышленной безопасности”. Комиссией установлено, что в шахте, где случилась трагедия, зазор между клетью, в которой производился подъем шахтеров, и стволом шахты не соответствовал нормам.
Дело в том, что раньше использовались жесткие направляющие для подъемника, однако по новым правилам предполагаются мягкие тросовые направляющие. В итоге, когда проводили замену, не все работы выполнили до конца. “Не были демонтированы конструкции крепления этих устройств. Соответственно, первое, что было обнаружено, - это металлоконструкция, которая была не срезана. Об нее произошел удар, в результате чего клеть пошла “гулять” по всему стволу”, - сообщил Веснин. Представитель министерства сравнил эту ситуацию с ДТП: “Представьте, вы купили автомобиль и на полной скорости въезжаете в ограничительную тумбу. Если мы посередине автомобильной дороги поставим фундаментный блок весом 1,5-2 тонны и наедем на него на скорости 60 километров в час, мы получим тот же эффект”.
На вопрос, почему же лифт прежде не ударялся об “забытую” металлоконструкцию, Виктор Веснин ответил: “Как говорят - незаряженное ружье висит на стене и один раз в год стреляет. Тысячу раз они, возможно, проходили мимо этой конструкции, но поскольку клеть имеет в стволе определенную девиацию, при первом же отклонении, как только колебание подошло к предельному, она зацепилась за этот металлический выступ”.
Пока власти выясняют причины случившегося, в Карагандинской области родные похоронили и продолжают оплакивать своих мужей, отцов и сыновей. Среди шестерых погибших самым молодым был 20-летний подземный помощник бурильщика. В качестве первоначальной помощи каждой семье погибшего на организацию похорон было выделено 500 тысяч тенге. Дальнейшая помощь, материальная и иные виды поддержки, как отметили в пресс-службе ТОО “Корпорация “Казахмыс”, будет оказываться согласно трудовому коллективному договору.
Между тем зампредседателя Комитета по госконтролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью отметил, что “если будут выявлены грубые нарушения законов Республики Казахстан, то комиссия имеет право передать материалы в суд”.
Астана |