Ольга Шишанова В наступившем году Казахстан возглавит сразу несколько организаций - Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет и Совет Евразийской экономической комиссии
Все очень просто - “бразды правления” в ЕАЭС с 1 января 2016 года перешли от Беларуси к нашей республике. В то время как председательство в СНГ в нынешнем году переходит от Казахстана к Киргизии, о чем стало известно еще осенью прошлого года. Правда, пока уточняется время проведения очередного заседания Совета глав СНГ - первоначально оно было запланировано на май 2016 года, сейчас, по данным исполнительного секретаря стран независимых государств Сергея Лебедева, речь может идти о более поздней дате - 16 сентября наступившего года.
Понятно, что в связи с нестабильностью мировой экономической конъюнктуры наступивший год будет сложным, и Казахстану придется работать в особых условиях”, о чем и было заявлено президентом РК Нурсултаном Назарбаевым на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Москве в конце декабря ушедшего года. При этом для усиления позиций ЕАЭС Казахстан собирается углубить контакты с ШОС, что, по мнению политических экспертов, позволит расширить возможности Евразийского союза и будет способствовать усилению его позиций. Особенно на фоне снижения ВВП и товарооборота стран ЕАЭС, однако открытые границы и тесные связи сыграют свою позитивную роль. Кроме того, предполагается, что в наступившем году страны ЕАЭС должны будут перейти на электронное декларирование товаров, которые предназначены для перемещения внутри союза. Не последнее место займет и “либерализация” сектора автоперевозок, которая должна будет способствовать доступу автотранспортных компаний Евразийского экономического союза к внутреннему рынку грузоперевозок, а также сократить порожние пробеги и снизить транспортные издержки потребителей услуг грузового автомобильного транспорта. Однако не следует забывать о том, что странам-членам ЕАЭС придется “окунуться” и работать на фоне свободной торговли между странами Евросоюза и Украиной. А эта зона свободной торговли, по мнению гендиректора Российского совета по международным делам Андрея Кортунова, может привести к дальнейшему возрастанию отрицательных последствий для торгово-экономических отношений не только между Украиной и Россией, но и, может быть, со странами ЕАЭС в целом. Поскольку пока говорить о равноправном взаимодействии между странами Евросоюза и странами ЕАЭС не приходится, то, по мнению экспертов, например, председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, это явно не перспектива 2016 года. Зато для самих стран-участниц ЕАЭС наступивший 2016 год может стать определяющим, в том числе и в поисках новых моделей экономического сотрудничества, на что так рассчитывает Казахстан. Ведь если страны Евразийского экономического союза смогут в наступившем году добиться хотя бы относительно позитивной динамики в экономике, то это уже можно будет считать крупным достижением. С другой стороны, крупным игроком на экономическом рынке для ЕАЭС можно считать Китай. Причем, как считает руководитель проектов Института исследования развивающихся рынков бизнес-школы “Сколково” Олег Ремыга, здесь серьезную роль может сыграть экономический пояс Шелкового пути в составе России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии. Если только эти государства, координирующие свою политику в том числе и с Китаем, смогут договориться с этой страной, так как КНР привыкла взаимодействовать только на двустороннем уровне, как они делали это долгое время и пока не наработали механизмы взаимодействия с объединением стран. Однако первоначальной точкой взаимной заинтересованности тут может и должно стать развитие инфраструктуры, тем более что, по мнению Олега Ремыги, “китайская внешняя политика нацелена, прежде всего, на удовлетворение внутренних потребностей, а значит, отношения в Центральной Азии должны будут развиваться в духе партнерства, в отличие от взаимоотношений стран ЕАЭС со странами к западу от территории союза”.
Астана |